Что ни шаг, то танец, что ни слово, то песня

image39

В 1986 юной Ксении в руки попала открытка с фото индийской танцовщицы на фоне южноиндийского храма. Танцовщица такая изящная, а храм таким удивительно красивым, что сердце девушки навсегда сохранило этот образ.

image40

Когда в 1999 году ее учитель — Наталья Бельченко объявила о наборе в группу индийского классического танца, Ксения сразу же откликнулась на это предложение… А в 2006 году Ксения начала обучать Индийскому танцевальному искусству знакомых девушек. Так организовался ансамбль «Джаганнатха»…

Скажите, пожалуйста, почему мы все так любим петь и танцевать? Стоит нам услышать красивую мелодию, как сразу хочется пуститься в пляс. Веды, древнейшие священные писания, говорят, что мы по природе своей духовные существа, исполненные вечности, знания и блаженства. А в духовном мире каждое слово — песня, каждый шаг — танец. К счастью, наше время предлагает нам такое разнообразие танца, что каждый желающий обязательно находит свой стиль, где он может выразить себя, выразить свой внутренний мир. А я хочу поделиться с вами частью своего мира, тем, что мне приносит радость. Я расскажу вам об индийском классическом танце.

Откуда берет начало этот танец, похожий на чарующую сказку? Ведические писания рассказывают такую историю: однажды полубоги, живущие на райских планетах, обратились к Господу Брахме с просьбой создать нечто очень привлекательное, что бы услаждало слух, радовало глаз и было понятно как ученым людям, так и простым. Господь Брахма на основе Вед создал удивительный танец: из Риг-Веды он взял гимны, из Сама-Веды — мелодии, из Яджур-Веды Брахма взял позы и жесты, а из Атхарва-Веды — различные эмоции. Полубоги, увидев этот танец, были потрясены его красотой. Однако Индра, глава полубогов, признал, что полубоги не способны так танцевать. Тогда Господь Брахма обратился к мудрецам, и Бхарата муни взялся за разработку танца и составил трактат «Натья-шастра», на основе которого развились все стили индийского танца. А мудрец Нарада муни разработал музыкальное сопровождение к танцу.

И, конечно же, величайшим танцором во вселенной считается Господь Шива. «Ананда тандава», танцевальная поза Шивы, символизирует следующее:
— рука с расправленной ладонью и вытянутыми кверху пальцами означает защиту;
— рука, держащая маленький барабан (даммару) — созидание;
— третья рука, держащая огонь — разрушение;
— нога, попирающая Муялахану, покоренного демона-карлика — скованность души неведением и иллюзиями;
— поднятая нога — освобождение души из круговорота рождения и смерти;
— четвертая рука, указывающая на ногу, говорит о пути спасения.

Существует несколько стилей индийского классического танца. Каждому из них присущи свое очарование и красота. У них разная техника, разная история, разная манера преставления сюжетов, разные эмоциональные краски. Они по-разному воздействуют на зрителя. Стиль «Бхарата-натьям», что в переводе означает «индийский танец», означает четкость, даже, можно сказать, резкость ритмов и такая же четкая смена поз и жестов.

Стиль «Катхак» — результат слияния двух культур. Хотя катхак исполняется в персидских костюмах, он является танцевальным
переложением легенд о любви Радхи и Кришны. Если в танце Бхарата-натьям движения ног строго синхронизиованы с движениями рук и глаз, то катхак не требует такой точной техники. Все его движения взяты из жизни. И значительную роль играют элементы импровизации. Для катхака характерны искусные движения ног, многообразие и сложность ритмов.

Штат Манипур на крайнем северо-востоке страны — родина стиля манипури. В основе его лежит стремление танцовщицы к неуловимо плавным переходам из одного положения в другое и к волнообразным движениям рук. Манипурский барабанщик — в белом дхоти с красной каймой, доходящем до колен, танцует и выбивает ритм на барабане. Его резкие энергичные движения удивительно контрастируют с медленным покачиванием танцовщицы.

Одисси, танец штата Орисса, развивался в храмовой атмосфере. Это лирический стиль танца, его основным качеством является утонченность, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки. Главный храм Ориссы — это храм в Джаганнатхи в Джаганнатха-Пури. «Джаганнатха» означает «Господь Вселенной» — это очень красивое божество необычной формы. «Джаганнатха» — так называется и ансамбль индийского танца, где мы изучаем и танцуем стиль Одисси. Джаганнатха — это сам Господь Кришна. Кришну также называют Трибханга-сундара, что означает, что Он прекрасен в своей любимой позе трибханга, «три изгиба». В позе «трибханга» линия тела изгибается в коленях, талии и шее, и трибханга является основной позой стиля одисси.

В храме Джаганнатхи всегда уделялось особое внимание исполнению танцев для удовольствия Божеств. Танцовщицы, называемые махари, учились этому искусству с детства. Для махари существовали строгие правила поведения и этикета. Ведь они считались женами Божеств, и их танцы исполнялись в возвышенном настроении преданности.

В Екатеринбурге стиль одисси появился благодаря моей учительнице Наталье Бельченко. Наталья, руководитель известного в городе ансамбля индийского танца «Сантош», приложила очень много усилий, чтобы сделать стиль одисси доступным для екатеринбуржцев. Теперь у всех есть возможность наслаждаться красотой этого восхитительного танца в качестве зрителя или исполнителя.

Конечно же, обучение танцу требует не только желания, но и большого запаса терпения и упорства. Танец требует определенной физической подготовки, хотя движения индийского классического танца по своему характеру и воздействию на организм скорее похожи на упражнения хатха-йоги.

Танцовщицы также должны чувствовать музыку и ритм, они обучаются жестам, мимике и пластике движений. Танец — это красочное зрелище. Тут важно не только одеяние и украшения, но и точно наложенный грим и прическа танцовщицы. Все это создает соответствующее удивительное настроение, и все понимается без слов.

Каждая мудра (жест), положение рук и пальцев обозначает слово или фразу.

Древнее неувядаемое правило гласит:

Куда устремляется рука, туда следует и взгляд.
Куда устремляется взгляд, туда следует и разум.
Куда движется разум, там создается бхава, эмоция.
Где появляется эмоция, там возникает раса, чувство.