Карма. Размышления

О КАРМЕ

КАРМОЙ или деятельностью ради ее плодов, называют действия, которые формируют будущие материальные тела живого существа. Карма буквально переводится как работа.

 

Карма связана с телом, а не с душой. Душа вечна, а тело временно. Тело постоянно претерпевает изменения (оно рождается, растет, изменяется, умирает).

Так и карма рождается, являясь следствием наших желаний и поступков в прошлом. Она проявляется в виде событий и отражается (умирает) в форме наших реакций (поступков) в настоящем. Эти поступки, в свою очередь, могут являться причиной рождения будущей кармы…

Карма начинается с желания какой-либо выгоды и заканчи-вается с началом нашей беско-рыстной деятельности. Но подоб-но вентилятору, который продол-жает вращаться после того, как его выключили, последствия прошлых действий будут все еще сказываться на нашей судьбе.

Итак, что такое КАРМА? Это работа. Действовать можно на уровне ума, речи и на уровне поступков. Человек работает для того, чтобы получить что-то взамен, на грубом или тонком уровне. Поэтому карма начинается с желания какой-то выгоды. Никакая работа не может быть выполнена без достаточного сильного желания. Все хотят обладать богатствами или знанием, властью или силой, красотой или отречением. Поэтому люди активны и не могут остановиться даже на мгновение.

Так мы приобретаем последствия своей деятельности, которые тоже называются карма. Они определяют нашу судьбу.
Даже простые механические действия имеют последствия. Например, хлопок ладонями — это действие обоих рук, а звук, который мы слышим, является следствием. В свою очередь это следствие становится причиной: кто-то может отреагировать на него…

Таким образом выстраивается причинно-следственная связь. Поэтому карма имеет развитие во времени. Она направляется из прошлого в будущее через настоящее. Поступок — это семечко. Со временем оно даст росток, который станет деревом. А дерево в свою очередь расцветет и даст плод…

Мы совершаем хорошие поступки, плохие и смешанные. Поэтому их плоды могут быть также трех видов — хорошие плохие и смешанные. И человек ощущает их на себе в виде счастья и разного рода страданий…
Таким образом, за счастье нужно платить благими делами. Но если не хотим платить, к нам приходят страдания. За них ничего платить не нужно…

«Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти».

Бхагават-гита, 14.12

«Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, назыают деятельностью в гуне благости».

Бхагават-гита, 18.23

«На том, кто выполняет свою работу, не привязываясь к плодам своего труда, а отдавая их Всевышнему Господу, не сказываются последствия ошибок и греховных поступков. Он подобен листку лотоса, который не смачивается водой».

Бхагават-гита, 5.10

Человек становится точно таким же, как тот:
1. С кем он вступает в спор;
2. Кому он служит;
3. Кем он хочет быть сам.

Кто умеет прощать
Для кого успех или неудача в достижении цели одинаковы, тому всегда присуще чувство прощения.

Быть победителем
Не следует побеждать сон отходом ко сну, женщину – любовным желанием, огонь -поленьями, а хмельной напиток – питьем.

Признак падшего человека
Нечестивец стремится больше узнать недостатки, нежели достоинства людей.

Махабхарата

«Даже если человек совершает самы дурные поступки, но занят бескорыстным, преданным служением Богу, следует считать его праведником, ибо он на верном пути».

Бхагават-гита, 9.30

ГУНА-КАРМА

ГУНА означает «качество». Качества, присущие нам от рождения, определяют нашу деятельность, карму. Склонность к определенной деятельности уже есть в человеке от природы. Эта деятельность обычно становится его профессией. Я люблю эту работу и имею в ней успех, мне нравится это делать. Так человек наслаждается своей природой.

Но также в нас есть и плохие качества, от которых мы страдаем. Они не присущи нашей духовной природе, а являются своего рода привычкой, которая сформировалась определенным стилем жизни и поступками. Например, курить не свойственно человеку от природы, но он может к этому привыкнуть. Курение становится для него «естественным», как бы его новым качеством.

Так поступки — карма — становятся гуной, качествами человека. Приобретенные качества снова влияют на наши поступки, а те в свою очередь создают новые привычки и так далее. Гуна и карма всегда оказывают взаимное влияние друг на друга. Например, кто-то ленив, такова его гуна, природа, но это качество можно изменить, заставив его работать. Меняя деятельность, можно изменить качество. Поэтому на самом деле человек хозяин своей судьбы и полностью свободен в выборе. Но если он не различает, что плохо, а что хорошо, где добро, а где зло, если он находится во тьме невежества, как тогда он воспользуестся свободой?

Чтобы стать по-настоящему свободным, нужна не только решимость. Требуются также и знания. Например, водитель, который не знает правил дорожного движения. Может ли он свободно ездить по улицам? Он будет бояться каждой машины и каждого поворота…

Это правда, что мы — свободные люди. Но проблема в том, что никто не знает, что с этой свободой делать. Мы испытываем страх: свободная жизнь кажется непредсказуемой. Но человеку не следует бояться, просто он должен знать законы Бога.

Из книги А.Хакимова «Карма. Размышления»