Желание знания

Выживание приводит к борьбе

Борьба приводит к насилию, обману и другим грехам. Грехи приводят человека к страданиям. Поэтому человеку необходимо научиться жить, а не выживать. Смерть предназначена для «выживающих», а для тех, кто живет полноцешюй жизнью, существует вечный духовный мир.

Подумайте о Боге. Разве Он должен бороться за выживание? Разве Ему чего-то не хватает? Могут ли у Него быть соперники? Завидует ли Он человеку?

А теперь подумайте о человеке. Разве он должен бороться за выживание? Разве ему должно чего-то не хватать? Зачем ему соперники? Почему он завидует другим людям и Богу? Почему он не может жить как Бог?

Сравнивая Бога и душу человека, мы можем заметить качественное единство между ними. Истинный путь к себе – это путь к Богу. Если безграничному Богу всего хватает для существования, то почему маленькой душе всегда чего-то не хватает в этом мире? Потому что она заключена в клетку материального тела. Путь к себе – это путь освобождения души из замкнутого цикла рождения и смерти. Когда мы освободимся, то сможем понять Бога и узнаем, по каким законам Он живёт. Ведь мы тоже можем жить по Его законам.

Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остается спокойным, кто невозмутим и в радости и в горе, кто не ведает страха и тревог, очень дорог Мне.

Бхагавад-гита 16.15

Отвлекитесь от человеческих страстей

За естественным любопытством человека скрыто желание перевоплощений.

Человек всегда интересуется другими людьми. Как люди живут, о чём думают, чего хотят? Ему очень интересно наблюдать за обстоятельствами чужой жизни и сравнивать все с собой. О каких-то людях он вспоминает с отвращением и говорит, что он таким никогда не будет, на других же смотрит с восхищением и подражает им. За этим интересом скрывается желание познать разные типы тел живых существ. Поэтому нам интересны другие люди, другие семьи, другие народы. В каждом человеке есть что-то особое, неповторимое, то, что вызывает наш неподдельный интерес.

В Америке в старые времена некоторые семьи за определённую плату пускали к себе в дом людей, которые наблюдали за всем, что происходит внутри семьи. И всегда находились желающие подглядывать.

Мы знаем также, что люди снова и снова готовы смотреть любимые кинофильмы с человеческими историями и многочисленными историями животного мира. Даже мир насекомых и бактерий вызывает у людей большой интерес.

Наблюдая жизнь разнообразных тел, человек мысленно перевоплощается в эти образы, иногда чувствует себя какой-нибудь знаменитостью, «суперменом», иногда тигром или медведем, а может быть, бабочкой или кузнечиком. Человек любит быть в разных ролях, потому что, погружаясь в чужую роль, он забывает о себе. Жизнь другого человека кажется нам игрой, ведь мы не чувствуем его страданий. Но для любого из нас важнее понять самого себя, нежели имитировать красивую жизнь других существ.

Воплощение в физическом теле подобно красоте перелетных птиц, легко парящих в небесном пространстве. Но их титанические усилия и кровавые мозоли, скрытые под их крыльями, остаются для нас невидимыми. Такова цена  красоты. Взгляд со стороны всегда отличается от реальной действительности. Когда животное пасётся на лугу, оно не выщипывает полностью траву у себя под ногами, а лишь немного пощипав, идет дальше. Почему? Потому что впереди трава всегда выглядит гуще.

Желание искать «лучшей доли» присуще всем формам жизни, а это значит, что все формы жизни не удовлетворены собой. Мы всегда хотим лучшее новое тело, обновления чувств и обстоятельств, то есть у нас есть естественная склонность к реинкарнации, но противоречие заключается в том, что одновременно с этим желанием новизны человек привязан к данному существующему телу, как к своей единственной возможности существовать. И это противоречие разрешает только смерть.

Смерть-это серьёзный конфликт. И суть этого конфликта в том, что мы уже не можем оставаться в старом больном теле, но и уходить из жизни не хотим и из последних сил держимся за нее, испытывая скорбь.

Огонь, полет, сражения, драматические события жизни и острые сюжеты жизни привлекательны лишь со стороны.

Что труднее: умирать или снова родиться?

Я помню себя малышом, закутанным в пеленки и лежащим на руках матери. Мама гуляет со мной по двору… Возможно, это был мой первый осмысленный взгляд в новом воплощении. Я долго смотрел в её лицо, она была серьёзна и думала о чём-то своём. Почувствовав ее отдаленность, я переключил своё внимание на двор и увидел деревянные сараи, бельевую проволоку с шестом, курицу и что-то ещё. «Как хорошо, что я не дерево, не проволока или шест и не курица!», – вздохнув с облегчением, я снова посмотрел на мать и порадовался, что она у меня очень хорошая. Я почувствовал её любовь и уснул. Так впервые в жизни я начал понимать кто я, связывая себя с матерью.

Позже я увидел мужчину, с которым очень близко связана моя мать, и поэтому он мне тоже понравился. И. конечно, со временем я полюбил свою старшую сестренку… Трое самых близких мне людей всегда оставались рядом со мной. Но никто, кроме матери, не мог угадать моих желаний, поэтому она мне была нужна как воздух. Но даже мама не всегда могла мне помочь… Мне так хотелось побыстрее стать взрослым, казалось, что, достигнув совершеннолетия, я смогу делать все, что захочу… Но чем взрослее я становился, тем больше меня заставляли работать. Приходилось с этим смиряться, преодолевая лень, и с каждым годом я чувствовал, как уменьшается моя свобода. Так бы и прошла моя очередная жизнь в борьбе за свободу и счастье, но в свое время мне посчастливилось встретиться с моим духовным учителем, который открыл мне подлинное реальное Я. Я душа, а не тело. Тело связано с законами материального мира, а душа связана с Богом. Для души не существует никаких материальных обязанностей, материальные обязанности существуют только для поддержания материального тела и они временны, но наша вечная природа совершенно иная. Духовная природа лишена беспокойств и страданий, природа души любовь. И, как выяснилось в моей духовной практике, в таком сознании совсем не трудно выполнять и материальные обязанности.

Душа с дождем возвращается на землю и принимает форму зерна; это зерно, съеденное мужчиной, превращается в семя, которое попадает в чрево женщины, и тогда живое существо снова получает тело человека.

Бхагавад-гита 8.3 комментарии

О счастье живому существу напоминают пища, кров, собственность и близкие люди. Но это всего лишь напоминание.

Самое же трудное в этом мире – рождение и смерть.

Трудности человеческого рождения подробно описаны в Бхагавата Пуране: «Под надзором Сверхдуши живое существо входит в мужское семя через пищу, а затем попадает в лоно женщины, чтобы воплотиться в теле определенного типа. В первую ночь сперматозоид сливается с яйцеклеткой, и по прошествии пяти ночей в результате дробления из яйцеклетки формируется пузырёк.

Через десять дней зародыш принимает форму сливы, после чего он постепенно превращается в комочек плоти. В течение первого месяца у зародыша формируется голова, а к концу второго месяца – руки, ноги и другие части тела. К концу третьего месяца у него появляются пальцы на руках и ногах, ногти, волосяной покров, кости и кожа, а также половые органы и другие отверстия в теле: глаза, ноздри, уши, рот и анус.

Через четыре месяца с момента зачатия окончательно формируются семь основных компонентов тела: лимфа, кровь, плоть, жир, кость, костный мозг и семя. К концу пятого месяца живое существо начинает ощущать голод и жажду, а по прошествии шести месяцев зародыш, покрытый водной оболочкой, если это мальчик, перемещается в правую сторону живота матери, а если это девочка, то влево.

Получал питательные вещества из пищи, которую ест мать, и налитков, которые она пьёт, плод постепенно растёт. При этом он всё время находится в ужасных условиях утробы, заполненной мочой и калом и являющейся рассадником глистов и других червей. Когда голодные черви кусают нежное тело ребёнка, он испытывает невыносимые муки, от которых то и дело теряет сознание. Когда мать ест горькую или острую, слишком солёную или кислую пищу, ребёнок в её чреве корчится от невыносимой боли. Он выживает, находясь в таком положении, лишь только потому, что сознание его ещё не очень развито.

Покрытый водной оболочкой и окружённый кишками, ребёнок лежит, скорчившись в правой или левой стране утробы матери, с головой, прижатой к животу, с согнутой спиной и шеей. Лишённый свободы передвижения, ребёнок заключён в утробе матери, как птица в клетке.

Если судьба благосклонна к нему, он вспоминает о своих предыдущих воплощениях, и память о них причиняет ему жестокие страдания.

Через семь месяцев со дня зачатия ребёнок уже обладает сознанием и начинает чувствовать на себе давление потоков воздуха, которые действуют на него в последние недели перед родами. Ребёнок сдвигается с места и начинает шевелиться.

Оказавшись в таком ужасном положении, живое существо, если оно благочестиво, начинает думать о Боге и просить Его о помощи, раскаиваясь в своих грехах. В месиве  крови, мочи и испражнений, корчась от жара огня пищеварения, горящего в материнском желудке, и страстно желая вырваться оттуда, он считает месяцы и молит Бога освободить его от мук. Он способен на это только потому, что его чувства и ум ещё не вступили в контакт с материальным миром. Он знает, что рождался уже множество раз и хочет полностью покончить с этим. В конце он даже не желает выходить наружу к своим новым родителям.

Но пока он так думает, потоки воздуха, способствующие родам, выталкивают его наружу вниз головой. В великих муках он появляется на свет, бездыханный и потерявший от сильной боли память. Он утрачивает высшее знание и громко плачет, оказавшись в объятиях майи.

После того как ребёнок появляется на свет, он попадает в руки людей, которые не способны понять, что ему нужно. Ему дают то, чего он не хочет, а беспомощный младенец не может даже отказаться от этого.

Человек терпит повторяющиеся рождения и смерть лишь ради наслаждений в этом мире.

Лежа в постели, ребёнок страдает от грязи, пота и микробов, ему досаждают насекомые, но он не может даже почесаться, не говоря уже о том, чтобы сесть, встать или поменять место, поэтому он горько плачет.

Так в муках проходит его детство. Затем он вступает в отрочество, но на этом его муки не кончаются. Его раздирают бесконечные желания, и, когда ему не удаётся осуществить их, он по своему невежеству впадает в отчаяние или гнев.

С ростом тела живого существа приходят пагубные для души гордыня и гнев. Человек начинает враждовать с теми, кто так же, как и он, одержим вожделением.

По невежеству живое существо принимает материальное тело, состоящее из пяти элементов, из самого себя. Эти ложные представления заставляют его считать временные вещи своей собственностью и приводя к тому, что оно все глубже погружается во тьму невежества. Поэтому он снова идёт путем греха к смерти и новому рождению, а иногда оказывается в аду.

Конечно, многое мы не помним, поэтому не знаем, какие страдания приносят рождение, старость, болезни и смерть. Но когда человек вновь соприкасается с ними, то готов на что угодно, лишь бы покончить с этими страданиями раз и навсегда. Эти тексты были записаны немногим более пяти тысяч лет назад. Они описывают главную проблему мира – рождение и смерть. Но я не хочу рождаться и умирать.

В Ведах описаны два пути ухода из этого мира: светлый и темный. Тот, кто уходит светлым путем, больше не возвращается сюда. Тот же, кто уходит во тьме, будет вынужден вернуться вновь.

Бхагавад-гита 8.26

Я хочу жить

Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи, Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже пересохла, только в небольших углублениях все еще оставалось немного воды. Несчастные «обитатели» были обречены на верную гибель, лужа пересыхала прямо па глазах, но те, кто оставались в живых, казалось, были вполне довольны жизнью. Другим уже действительно не хватало воды, и они отчаянно боролись за выживание. Беспомощные, они не могли даже перебраться в соседнюю лужу, которая, кстати, тоже день за днем быстро уменьшалась в размерах.

Я наблюдал, как эти живые существа наслаждаются жизнью, хотя обречены на верную гибель. Так я понял, что их счастье находилось в полном невежестве. Если бы они знали заранее, что проживут всего несколько дней в той луже, то не захотели бы рождаться вообще. Впрочем, как и многие другие – те, кто живут несколько лет или несколько десятков лет. В чём смысл такого существования? В том, чтобы поддерживать биологический баланс на планете? Ни один человек не живёт ради этого. Скорее наоборот люди нарушают этот баланс. Маленькие инфузории вообще не способны осмыслить себя вне своей удобной и большой лужи, но из-за невежества они счастливы. Невежество делает приемлемым любое бессмысленное существование.

Каждый раз с наступлением дня Брахмы все живые существа появляются на свет, а с приходом ночи помимо своей воли уходят в небытие.

Бхагавад-гита 19.8

Если бы насекомые, деревья и животные поняли, кто они такие, то жизнь потеряла бы для них значение. Если бы люди знали свою судьбу, то большинство из них были бы сбиты с толку бесполезностью своей жизни. Если бы мы поняли, что, в конце концов, вся Вселенная подвергнется полному разрушению, то в чем бы мы нашли смысл всех прожитых в ней жизней? Мы живем и строим города, которые разрушит война. Мы храним то, что с течением времени обесценится. Мы копим богатства, которые в свой срок придётся оставить. Мы строим храмы, которые опустеют. Мы любим тех, кто покинет нас.

Если нет смысла во всех внешних действиях человека, тогда смысл должен быть внутри самой личности. Мы строим города, чтобы ощутить величие человека. Мы воюем, чтобы стать героями. Мы храним важные вещи, чтобы помнить. Мы копим богатства, чтобы сделать великий дар. Мы строим храм в собственном сердце, который никогда не опустеет- Мы любим тех, кто уходит, чтобы найти настоящую, вечную любовь.

Если нам неизвестно искусство жить, тогда только неведение сделает нас счастливыми.

Но те, кто достиг Моей обители, уже никогда не родятся снова.

Бхагавад-гита 8.16

Все планеты материального мира, от высшей до низшей, — это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать.

Искусство жизни заключается в том, чтобы стать удовлетворенным тем, что имеешь прямо сейчас. Это кажется трудным, потому что нескончаемый поток желаний не дает покоя беспокойному уму и толкает нас на великие дела ради собственных интересов. Такая жизнь порождает глубокое разочарование и обрекает людей на непонимание и одиночество,

Любой человек, который живёт только для себя, никогда не достигнет удовлетворения и, в конечном итоге, станет самоубийцей, потому что жизнь обретает смысл лишь тогда, когда человек живёт для тех, кого он любит. И Высший смысл жизни – это любовь к Богу. Хочешь жить полноценно, люби Бога!

Если ты любишь только себя и используешь других людей для своего личного счастья, тогда ты — атма ха, что значит убийца собственной души, или самоубийца.

Цель жизни — это любовь, которая является нашим величайшим стимулом. Если человек достиг любви к Богу, то больше нет необходимости менять тело, потому что он постоянно обновляется внутри себя, другими словами, такой человек обретает вечное тело, не зависящее от пространства и времени. Душа вечно юная, новая, свежая и неистощимая, хотя и не меняется сама по себе. Дерево весь свой век стоит на одном месте, но каждый год обретает новую листву и плоды. Отдавая все свои силы и богатства Богу, мы получаем от Него ещё большие возможности для того, чтобы этот любовный обмен никогда не кончался.

Кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне.

Бхагавад-гита 10.10

Те, кто изучает Веды и пьет сок сомы в надежде попасть на райские планеты, тоже по-своему поклоняется Мне- Смыв v себя последствия прошлых грехов, они рождаются на благочестивой райской планете Индры, где наслаждаются радостями, доступными только небожителям.

Бхагавад-гита 9.20