Экология и карма

«Из квантовой теории следует, что, помимо законов физики и химии, необходимо учитывать законы совсем иного свойства».

Нильс Бор, лауреат Нобелевской премии в области физики

Многие воспринимают экологическую проблему в чисто техническом ракурсе и ищут технических решений. Кое-кто признает этическую сторону вопроса. Но даже такие люди предлагают весьма поверхностные способы выхода из кризиса. Например, мобилизовать общественное мнение на борьбу с поведением, наносящим явный ущерб природе. На самом же деле требуется гораздо более глубокое понимание стоящих перед нами задач.

Согласно ведическим писаниям, помимо законов, известных современной науке, в мире действуют законы высшего порядка. Они управляют взаимоотношениями живых существ и обобщенно называются кармой. Веды описывают карму как цепочку действий и их последствий. Например, если человек без нужды причиняет кому-то страдания, впоследствии он тоже будет страдать. Эти страдания приходят в самом разном обличий, в том числе как экологический кризис. Тут можно возразить, что загрязнение окружающей среды обусловлено повседневной деятельностью человека. Но объясните, почему, даже зная о последствиях, люди продолжают вести себя экологически безграмотно? Один из возможных ответов на этот вопрос – карма.

«Карма7. Тогда, – скажет кто-то, – докажите средствами науки, что этот закон существует». Что ж, логичнее всего искать доказательства у тех, кто изучает феномен сознания.

Например, у лауреата Нобелевской премии, занимающегося исследованием мозга, Роджера Сперри. Он считает, что ученым пора расширить понимание причинно-следственных связей: «Мы должны признать существование… разных уровней и типов причинности, включая категории высшего порядка, такие как сила мысли и жизненная сила, то есть то, что материалистическая наука неизменно отвергает». Сперри говорит о «последовательности сознательных или подсознательных процессов, имеющих свои высшие законы и динамику».

В своем убеждении относительно необходимости рассматривать сознание в свете высших законов Сперри не одинок. Его поддерживает другой нобелевский лауреат, датский физик-атомщик Нильс Бор: «Каждый знает о существовании сознания, хотя бы потому, что оно есть у нас самих. Таким образом, сознание должно быть частью природы, или, в более широком смысле, реальности. Из квантовой теории следует, что, помимо законов физики и химии, необходимо учитывать законы совсем иного свойства».

В том же духе высказывается и физик Дэвид Бом: «Нужно всегда иметь в виду, что у окружающего мира может быть неограниченное количество еще не открытых нами особенностей, качеств, систем, уровней и т.д., к которым приложимы неизвестные нам законы».

Одним из примеров таких «неизвестных нам» законов служит закон кармы, неотъемлемая часть ведической философии Индии. Хотя Сперри, Бор и Бом не имели в виду собственно закон кармы, в общих чертах их слова с ним согласуются. Бывший профессор философии Массачусетского технологического института (США) Хастон Смит сказал о карме следующее: «Наука убедила Запад в важности причинных связей физического мира. Мы верим, что каждое физическое действие имеет причину и влечет за собой определенные последствия. Индия распространила эту концепцию всеобщей причинно-следственной связи на человеческую мораль и духовную жизнь». Мир движется к экологической катастрофе, и карма играет в этом не последнюю роль. Она порождается, в частности, неоправданным убийством животных.

Карма и мясо

На земле ежедневно убивают миллионы животных. Люди отказывают им в наличии сознания и праве прожить отпущенный природой срок.

К несчастью, многие ученые и философы отрицают сознание даже в человеке, что уж говорить о животных. И даже те, кто признает сознание в людях, склонны считать животных роботоподобными биологическими механизмами.

Но с такой постановкой вопроса согласны не все. Так, издательство Гарвардского университета опубликовало книгу Дональда Гриффина «Ум животных». Автор утверждает: «Согласен, логически опровергнуть тезис о том, что все животные – бездушные роботы, сложно, но этой неприятной дилеммы можно избежать, применив к животным тот же критерий разумной вероятности, который позволяет нам принять существование сознания в других людях».

Как мы уже убедились, научные исследования состояний клинической смерти свидетельствуют о том, что сознание человека способно действовать вне механизма физического тела. А это опровергает теорию которая гласит, что сознание суть функция мозга, проявляющаяся на определенном этапе его развития. Как ранее упоминалось, на санскрите субстанция сознания называется атмой, или душой. Если душа есть у человека, разумно допустить, что она есть и у животных. Поэтому убить животное так же преступно, как совершить убийство человека.

Но когда животных уничтожают миллионами, речь идет уже не просто о чувстве вины. Такое убийство влечет кармические последствия, в том числе ухудшение экологической обстановки. Поэтому ахимса, ненасилие, которому учат многие традиции Востока, могла бы благоприятно сказаться на состоянии окружающей среды.

Карма и численность населения

Согласно Мальтусу и его современным почитателям, рост населения почти всегда приводит к нехватке продовольствия. Но ведические тексты Индии учат, что Земля способна удовлетворить все жизненные потребности, голод же обусловлен не перенаселенностью, а отрицательной кармой, созданной неразумной деятельностью человека.

Экология открыла нам глаза на тесную взаимосвязь живых организмов и природных ресурсов. Равновесие между ними легко нарушить, и пример тому – кислотные дожди. Ученый Джим Лавлок, проводивший исследование по запросу Американского космического агентства НАСА, пришел к выводу, что «живые существа, воздух, океаны и суша – это сложная система, единый организм, способный поддерживать нашу планету в пригодном для жизни состоянии». Он назвал свою гипотезу принципом Геи, в честь греческой богини Земли.

Лавлок пишет: «Люди издревле считали Землю одушевленным существом, называли Матерью. Греки, скажем, дали ей имя Гея. Такие представления характерны для многих религий». Действительно, ведические писания Индии утверждают, что Земля – это видимая форма богини Бхуми, которая регулирует свое плодородие в зависимости от духовного уровня человека.

«Поэтому, – объясняет Шрила Прабхупада, – даже тогда, когда население Земли сильно увеличивается, но живущие на Земле люди обладают сознанием Бога и не грешат, такое бремя является для нее источником наслаждения». Если люди обладают сознанием Бога, то Земля сможет всех их прокормить.

Основательница современного движения за контроль рождаемости Маргарет Сэнджер (1879-1966) полагала, что «женщины должны вырваться из пут биологического рабства, и проще всего это осуществить, регулируя рождаемость». Веды, однако, утверждают, что все мы, как женщины, так и мужчины, попали в круговорот рождения и смерти, что также является формой «биологического рабства».

По природе мы вечные (нерожденные и бессмертные) духовные существа, но сейчас заключены в материальные тела и потому страдаем и испытываем на себе разрушительное влияние времени. Другими словами, мы вовлечены в реинкарнацию, повторяющееся переселение души из одного материального тела в другое. Так что, на самом деле, «контролировать рождаемость» – значит разорвать цикл перевоплощений.

Но закон кармы гласит, что человек, приветствующий программу ограничения рождаемости, в частности аборты, неминуемо попадет после смерти в новое материальное тело.

Шрила Прабхупада предупреждает: «В следующей жизни [они] понесут не менее суровое наказание: их самих убьют во чреве матери». А душа, не сумевшая вследствие аборта или контрацепции появиться на свет, все равно войдет в какое-нибудь тело. Таким образом, контроль над рождаемостью на деле не может предотвратить ничье рождение. И если мы хотим избавить родителей и детей от мук повторяющихся рождения и смерти, материальных мер мало – необходимо развивать духовное сознание, которое приведет к духовному контролю над рождаемостью.

Такой духовный контроль принимает две формы: целибат и брак, основанный на духовных ценностях и допускающий половые отношения исключительно ради зачатия детей. Для большинства людей пожизненное воздержание неприемлемо. Им можно посоветовать создавать семью и вступать в половые отношения только при желании иметь ребенка.

Неверно было бы думать, что девиз этой системы «меньше секса – меньше людей». Скорее – «правильный секс – благочестивые люди», будь их много или мало. В связи с этим Мальтус сделал любопытное замечание: «Я никогда не рассматривал рост населения как зло, кроме тех случаев, когда он влечет за собой увеличение нужды и страданий».12

Если люди наделены хорошими качествами, они смогут жить в мире друг с другом, много их или мало, и, с Божьего благословения, получат от Матери Земли все необходимое. Благочестивое население не приведет к росту «нужды и страданий», но, напротив, будет положительно влиять на окружающий мир. Экологические проблемы в большинстве своем порождены человеческими пороками, особенно алчностью.

Закон кармы далее гласит: когда прерывается биологическое развитие любого существа (в утробе или вне ее), нарушается естественный ход вещей. Такое нарушение говорит о людском эгоизме и отсутствии сострадания, то есть о нечистом сознании. Человеку следовало бы задуматься над связью между загрязнением сознания и загрязнением окружающей среды.

Освобождение от кармы путем мантра-медитации

Карма приводит к развитию деструктивного мышления: люди инстинктивно стремятся ко все большему наслаждению и погрязают в накопительстве, тем самым стимулируя экономику перепроизводства и чрезмерного потребления. Планету захламляют всеми мыслимыми отбросами, и это порождает экологический кризис.

Однако неуловимую разрушительную энергию кармы можно преодолеть. Поскольку она действует прежде всего на тех, кто полностью отождествляет себя с материальными телом и умом, следует научиться отождествлять себя с душой и таким образом выйти из-под власти кармы.

Для этого человеку нужно изменить свое поведение. На самом деле, сознающее «я» живого существа берет начало в высшем «я». Поэтому великие духовные учителя ведической традиции советуют восстановить связь с Верховным Существом и так полностью освободиться от кармы. Сделать это можно посредством духовной практики, развивающей преданность Богу.

Веды объясняют, что йога, медитация и повторение мантр создают мощные духовные энергии. В наши дни особенно эффективно повторение мантр. При правильном произнесении звуков мантры высвобождаются скрытые в них энергии. Согласно Ведам, наибольшим могуществом обладают мантры, состоящие из имен Бога, например, мантра Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Веды учат, что имя Бога неотлично от Самого Бога и потому всемогуще. Правильно произнося мантру Харе Кришна, мы уменьшаем влияние кармы, одной из основных причин экологического кризиса. Действие мантры Харе Кришна особенно усиливается, когда ее поют совместно.