Наука о сознании

«Как одно солнце освещает всю вселенную, так и воплощенное живое существо озаряет сознанием все тело».

Бхагавад-гита, 13.34

Чтобы отвести угрозу непоправимой экологической катастрофы, придется коренным образом пересмотреть материалистические взгляды, лежащие в основе не только наших представлений о природе, но и нашего понимания самих себя.

Уже сейчас находятся ученые умы, ставящие под вопрос способность материалистической науки адекватно объяснить основные феномены человеческого бытия, например, сознание. Так, нобелевский лауреат в области нейробиологии Джон Экклс утверждает: «Главный вопрос касается тайны происхождения человеческого „я»: как возникает сознающее себя существо, деятельность которого осуществляется посредством мозга?» «Уникальность опыта каждого из нас, – продолжает ученый, – может быть удовлетворительно объяснена только с помощью гипотезы о сверхъестественном происхождении „я» человека».

Если бы знание о нематериальном характере сознающего «я» преподавалось в образовательных и культурных учреждениях, общество, возможно, чаще обращалось бы к самоосознанию. И это позволило бы укротить безудержное стремление к господству над материей и ее эксплуатации, лежащее в основе современной индустриальной цивилизации и грозящее миру экологической катастрофой.

Точка зрения «Бхагавад-гиты»

Согласно «Бхагавад-гите», мы ощущаем уникальность собственного опыта благодаря присутствию в материальном теле духовной частицы, признаком которой служит сознание. «Как одно солнце освещает всю вселенную, – сказано в „Гите» (1-34),– так и воплощенное живое существо озаряет сознанием все тело». Шрила Прабхупада комментирует: «Таким образом, наличие сознания свидетельствует о присутствии души в теле, так же как солнечный свет свидетельствует о присутствии солнца. Пока душа находится в теле, все тело озарено сознанием, но стоит ей покинуть тело, как сознание исчезает. Любой разумный человек легко поймет это. Следовательно, сознание не является порождением материи. Оно – неотъемлемое свойство живого существа».

Нематериальную природу сознания понимал знаменитый британский ученый девятнадцатого столетия Томас Хаксли: «Материализм основан на том утверждении, что во вселенной нет ничего, кроме материи и силы, и что все природные феномены сводятся к этим двум примитивным факторам… Но для меня ясно как день, что во вселенной есть нечто третье – сознание, которое не относится ни к материи, ни к силе, ни к их всевозможным проявлениям».

«Гита» (2.20, 2.17) подробно объясняет природу нематериальной частицы, наделяющей материальное тело признаками жизни: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело… То, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу».

В санскрите для обозначения души часто используют слово атма,что буквально переводится как «я». «Гита» (2.23-24) продолжает описывать свойства атмы: «Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром. Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства».

Шрила Прабхупада разъясняет: «Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Эта крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела – оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа».

Эмпирические доказательства существования атмы

Хотя приведенные выше доказательства существования души вполне логичны, можно все же спросить, а что на этот счет говорит наука. Разумеется, нематериальную субстанцию нелегко обнаружить с помощью эмпирических методов и материальных приборов. Этого никто и не ждет. И все же есть научные исследования, результаты которых говорят в пользу существования сознающего «я», способного находиться вне механизма физического тела.

Так, медицине известны многочисленные случаи «пребывания вне тела», или «клинической смерти». Такой опыт нередко получают пациенты, оказавшиеся в тяжелом состоянии в результате дорожно-транспортного происшествия, внезапного приступа болезни или хирургической операции. Например, кардиологические больные рассказывают, как они наблюдали сверху за своим лежащим на операционном столе телом, в то время как, согласно представлениям современной медицины, должны были бы находиться без сознания.

Конечно, в рассказах некоторых пациентов можно усомниться. Но есть и другие свидетельства, вполне заслуживающие доверия, ибо о них говорят уважаемые ученые. В том числе опытный кардиолог, профессор Медицинской школы Эморского университета в Атланте (США), доктор Майкл Сей-бом. Первоначально он был настроен весьма скептически, однако, проведя ряд исследований, изменил свою точку зрения.

В книге «Воспоминания о смерти: медицинское расследование» Сейбом приводит десятки документальных свидетельств пациентов, побывавших в критическом состоянии.

Например, один из опрошенных вспоминает: «Я шел через стоянку к своему автомобилю и… отключился. Не помню, как упал. Только вдруг – парю в воздухе. Такое странное ощущение. Вижу сверху свое тело и как к нему бегут люди, четверо или пятеро. Слышу и понимаю, о чем они говорят».

Но ядро книги все же составляют подробно изученные свидетельства больных, переживших сердечный приступ. Сейбом выделил две группы. Первая, из двадцати пяти человек, не сообщала ни о каком необычном опыте. Когда их попросили описать, что делали с ними врачи в клинике во время приступа, ни один не мог рассказать что-либо заслуживающее внимания.

Вторая группа, из тридцати двух больных, рассказала о необычных ощущениях во время приступа. Шесть пациентов обстоятельно описали действия врачей, хотя, теоретически, должны были в то время быть без сознания. А это значит, что они действительно находились вне тела и наблюдали за происходящим в операционной со стороны.

Сейбом пишет: «Если мозг действительно состоит из двух основных элементов, собственно „мозга» и „ума», то не может ли состояние клинической смерти провоцировать во многих случаях временное отсоединение ума от мозга?.. Судя по всему, да. Ведь только гипотеза о выходе из тела более-менее удовлетворительно объясняет имеющиеся в нашем распоряжении данные… Но что такое ум, отделившийся от мозга? Не та ли самая душа, которая, согласно некоторым религиозным доктринам, продолжает существовать после смерти тела? Вот основной вопрос, поднятый исследованием».

Есть и другая категория научных свидетельств, подтверждающих, что наделенное сознанием человеческое «я» способно существовать отдельно от физического тела, а именно – воспоминания о прошлой жизни. Здесь мы снова вступаем в область, дающую много поводов для скепсиса. Тем не менее, нельзя игнорировать кропотливые исследования серьезных ученых, таких как профессор психиатрии Университета штата Виргиния (США) Ян Стивенсон. В своем всестороннем исследовании воспоминаний о прошлых жизнях Стивенсон сосредоточился прежде всего на рассказах детей, справедливо полагая, что они менее склонны к фальсификации, да и не имеют для этого достаточных средств. Профессор неоднократно убеждался в правдивости таких воспоминаний. Подчас ребенок рассказывал очень многое: где он жил, с кем общался, как выглядел.

По данным Стивенсона, с 1983 года было зафиксировано 2500 случаев, когда люди вспоминали предыдущее рождение. Из них исследовательской группой Стивенсона изучены 881 и подтверждены 546. Другими словами, достоверными оказались 62% воспоминаний. Многие из этих последних приведены Стивенсоном в его четырехтомнике «Случаи реинкарнации», который был напечатан издательством «Юниверсити Пресс» в Виргинии.

Среди других ученых, проводивших похожие исследования, – доктор Питер Рамстер, психолог из университета в Сиднее (Австралия). Он изучал рассказы взрослых, которые вспоминали прошлую жизнь под гипнозом. В сопровождении независимых наблюдателей он привозил некоторых участников туда, где, по их словам, прошла их прошлая жизнь, и на месте убеждался в достоверности таких рассказов вплоть до мельчайших деталей.

Кроме описания прошлых жизней, Рамстер и Стивенсон встречались с явлением ксеноглоссии (спонтанного проявления под гипнозом знаний иностранного языка). Так, Стивенсон сообщает об американской домохозяйке, которая в состоянии гипноза бегло заговорила на старошведском диалекте, хотя за всю жизнь ни разу с этим языком не сталкивалась. Подобные факты дают основание предположить, что сознающее «я» могло прежде находиться в другом физическом теле и сохранило полученные в прошлой жизни навыки.

Но сегодня, под влиянием материалистической науки, отрицающей существование нематериального сознающего «я», люди склонны отождествлять себя исключительно с телом и умом и использовать материю для получения все новых чувственных удовольствий. Основанная на такой эксплуатации природы урбанистическая цивилизация наших дней и породила беспрецедентный по своим масштабам экологический кризис.

Из «Бхагавад-гиты» и других ведических писаний мы узнаем о том, что «я» живого существа отлично от физического тела. Но чтобы это знание не осталось сухой теорией, нужно заниматься йогой и медитацией (например, повторением мантры Харе Кришна). Это позволяет непосредственно ощутить присутствие в теле сознающего «я». В «Науке самоосознания» Шрила Прабхупада по этому поводу говорит: «Если человек повторяет мантру Харе Кришна, он осознает, что не является материальным телом: „Я не принадлежу этому материальному телу или материальному миру. Я – душа, неотъемлемая духовная часть Всевышнего»».

Таким образом, именно понимание различий между нашей временной материальной и истинной духовной природой – ключ к решению экологических проблем. Поэтому, чтобы не погубить планету, человек должен постичь науку о сознании, частью которой является знание о душе.