Они тоже думают о будущем

Прияврата Дас

В Бхагавад-гите Бог, которого мы называем Кришной, утверждает, что Он – отец всех существ, – говорит координатор программы „Харе Кришна. Пища жизни» Прияврата Дас (Пол Тернер). – Те, кто стремится быть хорошими сыновьями и дочерьми Бога, испытывают боль, видя вокруг столько голодных братьев и сестер. Мы знаем, что пища, приготовленная в духовной обстановке и поднесенная Господу, может насытить и, к тому же, принести духовную пользу.

В нашей работе очень важно, чтобы пища готовилась и раздавалась в духовном сознании. Сознание Кришны придает пище, прасаду («милость», санскр.), духовную силу. Раздача прасада – одна из основных задач Движения «Харе Кришна». Мы раздаем, если хотите, духовное сознание».

Превратив свой дом в предместье Вашингтона в рабочий кабинет, Прияврата руководит оттуда всемирной программой «Харе Кришна. Пища жизни». Он подготавливает видеоматериалы, печатает бюллетени и регулярно обновляет страницу в Интернете. Кроме того, он путешествует по всему миру, помогая центрам Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) наладить приготовление и раздачу одухотворенной пищи.

Прияврата называет экологический кризис кризисом ценностей. По его словам, добровольцы «Пищи жизни» способны видеть ситуацию в целом и потому глубоко озабочены состоянием окружающей среды. «Мир погряз в проблемах из-за того, что мы воспринимаем Землю и ее обитателей лишь как объекты, служащие удовлетворению наших безграничных желаний. Мы же не обращаемся так с членами своих семей? Но, к несчастью, мы забыли о своей связи с Богом».

Прияврата убежден, что экологические проблемы возникли из-за чрезмерного потакания человеческим слабостям: «Неравномерное распределение пищи в мире возникло не из-за нехватки продовольствия, а в основном из-за жадности. Слишком много земель отдано под прибыльные культуры, идущие на экспорт, на производство вредной для здоровья пищи, сигарет и алкоголя. Агробизнес разоряет мелких фермеров, цены на продовольствие растут, почва истощается, а леса стремительно исчезают. Нужно вернуть пищу людям. И мы хотим показать защитникам окружающей среды пример».

Одна из целей Движения сознания Кришны, как ее сформулировал в 1965 году основатель Общества Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, – «восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей общества, а также обеспечить подлинное единство всех людей и установить мир во всем мире». «Эта концепция, – подтверждает Прияврата, – лежит в основе программы „Пища жизни». Предлагая питательную одухотворенную пищу жертвам нашего жестокого мира, мы стремимся восстановить это нарушенное равновесие.

Я рассуждаю так: голодающие в мире будут существовать до тех пор, пока мы думаем: „я – хозяин всего, что меня окружает, и всё предназначено для моего наслаждения». Это заблуждение глубоко укоренилось в каждом из нас, в нем-то и состоит причина неравенства. Именно поэтому богатые богатеют, а бедные нищают.

Стремление „быть хозяином всего, что меня окружает», порождает безответственность, захлестнувшую в наши дни все общество. То же извращенное мышление лежит и в основе экологического кризиса. Далекие от духовности, люди в большинстве своем не догадываются о его причине».

Харака Дас

Снежные зимы Швеции не очень располагают к самодостаточному сельскому хозяйству. Шесть месяцев почти без солнца и минусовая температура скорее вызовут желание сидеть в теплой комнате, глядя на метель за окном, и ограничить наружную активность пробежкой от дома к автомобилю и обратно.

Но Харака Дас, один из пионеров своего дела, неутомимо трудится в Алмвикс-Гарде над развитием более простого с экономической точки зрения образа жизни. Источник его вдохновения – мудрая простота сельской жизни наших предков, которые зависели от естественных даров Бога, а не запутанных процессов производства и сбыта.

Харака родился в 1957 году в Германии. Еще в юности его до глубины души возмущали строительство дорог, увеличение потока машин и убийство животных. Его отец был защитником окружающей среды, ботаником и лесоводом. Харака рано понял, что многие доиндустриальные особенности жизни можно и нужно возрождать.

Сейчас на нем держится развитие общины ИСККОН площадью 20 гектаров в Алмвикс-Гарде, что в 70 километрах от Стокгольма.

«Я работаю с волами с 1989 года. Пользуюсь старым швейцарским ярмом и несколькими видами традиционных плугов и борон», – говорит Харака. По его мнению, главное преимущество волов в том, что они могут ходить по бездорожью и не вредят почве: «Во время полевых работ они, прежде всего, не утрамбовывают грунт и не создают шума и гари».

С ноября по март Харака проводит большую часть короткого светового дня в лесу, срезая сухие деревья и сажая новые. Новые насаждения, а также их сохранение дают жизненно необходимый кислород, что улучшает качество жизни в Алм-викс-Гарде и вообще в мире. Кроме того, деревья помогают удерживать влагу, которая затем используется для полива и питья: «Сегодня все труднее и труднее найти натуральную питьевую воду, – продолжает Харака. – Многие наводнения в мире происходят из-за массированной вырубки лесов на склонах холмов и гор. Эти деревья могли бы удержать тонны воды, которая теперь в огромном количестве попадает в реки и долины, вызывая страшные наводнения. Шрила Прабхупада писал, что срубать деревья ради производства бумаги, на которой будет напечатана материалистическая литература, – большой грех».

Посаженные Харакой фруктовые деревья со временем превратились в большой фруктовый сад, приносящий обильные урожаи яблок, груш, слив и вишни. Каждые три года Харака сажает в Алмвикс-Гарде новую группу деревьев. Садоводство – нелегкая работа, постоянно приходится то сажать, то прореживать, то подрезать ветви.

Харака со своей женой Шриватсой также развивают малое производство. Вместе они справляются с делами в небольшой пекарне, используя зерно, выращенное общиной и смолотое в старинных жерновах. Хлеб продают магазинам и близлежащему ресторану. Длинными зимними вечерами на гончарном колесе, приводимом в движение ногой, делают глиняные горшки. Кроме того, прядут шерсть и ткут полотно, обеспечивая себя одеждой и демонстрируя окружающим, что самодостаточное хозяйство – это вполне реально.

Ирэн Дав (Чхая Даси)

«Вы не хуже меня знаете, что быки, как и люди, способны чувствовать, – говорит директор Международного общества защиты коров (МОЗК) Ирэн Дав (Чхая Даси). – У коров, так же как у нас, есть душа. Душа, частичка Бога, духовна по своей природе. Коровы поэтому тесно связаны с нами, и мы должны защищать их, как собственных детей. Эти животные – члены вселенской семьи. Люди изумляются, видя, как моя юная дочь Лакшми, весящая всего 55 килограммов, управляется с нашим волом Ги-той: четырехсоткилограммовое животное беспрекословно ее слушается. Они очень любят друг друга».

Ирэн, ее муж Уильям Дав (Балабхадра Дас) и два их вола путешествуют по США от берегов Атлантики до Тихого океана, а иногда и за границей, чтобы рассказать о покладистом характере коров и волов, а также об экономических, физических и экологических благах, которые приносит забота об этих животных. «Мы защищаем коров и быков, исходя из духовных соображений, – поясняет Ирэн. – Бык олицетворяет религию. К коровам и быкам нужно относиться с уважением, потому что их очень любит Господь Кришна.

Человек держит коров в хозяйстве под своей опекой с незапамятных времен. Требуя весьма незначительных затрат, коровы оказывают нам немалую услугу. Они – неотъемлемая часть созданной Богом человеческой цивилизации. В Индии и других так называемых „развивающихся» странах люди до сих пор используют их в сельском хозяйстве».

«Волы, – говорит Ирэн, – все еще самое эффективное и выгодное средство обработки полей и перевозки грузов для малых семейных ферм». Кроме того, метан (газ гобар), получаемый из коровьего навоза, пригоден к использованию в качестве топлива для несложных электрогенераторов, а волы, впряженные в специальное ярмо, могут приводить в действие ирригационные устройства.

Ирэн родилась в 1946 году в Нью-Йорке (Лонг-Айленд) и в 1969 году присоединилась к Движению «Харе Кришна». Одиннадцать лет она проработала в образовательной системе Движения. Попав однажды на ферму ИСККОН, она включилась в, очевидно, первую и единственную в мире программу «Удочери корову». «Удочеряя» теленка, участники программы платят за него взнос. Эти деньги помогают руководителям проекта уберечь животное от бойни на протяжении всей жизни. Ирэн стала выставлять коров и волов на десятках сельскохозяйственных выставок и других мероприятиях.

«Силу во всех начинаниях мне придавало постоянно растущее желание служить Господу Кришне, – вспоминает Ирэн. – Я знала, что, следуя наставлениям Кришны, смогу преодолеть многие препятствия. Все больше и больше я убеждаюсь в истинности этой философии: если мы всячески стараемся развить в себе любовь к Господу, Он помогает выполнять избранное нами служение».

Ирэн видела, как «менялись сердца тысяч людей», и они начинали совершенно иначе относиться к коровам. Она с решимостью и энтузиазмом посвятила жизнь изменению общества с помощью сознания Кришны.

«Трактор – сущая язва сельского хозяйства, – говорит Ирэн. – Эксплуатация техники обходится дорого. Эта дороговизна частично объясняет, почему каждый год в нашей стране прекращает свое существование 30 000-50 000 малых ферм. А волы, хоть и медлительные, подходят малым американским фермам гораздо больше. Им не нужно солярки, и содержать их намного дешевле. К тому же они обеспечивают нас бесплатными удобрениями, сохраняют верхний плодородный слой почвы и не загрязняют атмосферу угарным газом. Традиционная смесь навоза с соломой – лучшее удобрение. А когда животное умрет, его шкуру можно использовать для производства кожаных изделий».

В 1992 году для популяризации гуманного отношения к коровам Ирэн создала Международную фермерскую ассоциацию. Ее членами стали многие мелкие фермеры, которые готовы внедрять в своих уже существующих или вновь созданных хозяйствах принципы МОЗК.

Ранчор Прайм

В 1989 году житель Лондона Ранчор Прайм узнал об экологической катастрофе, грозящей Вриндавану, одному из главных мест паломничества Индии. Он был преданным Господа Кришны и потому решил что-нибудь предпринять.

Вриндаван – город с населением 50 000 человек, священное место, где 5 000 лет назад проходили божественные игры Господа Кришны. Из года в год храмы, набережные, рощи и леса Вриндавана посещает около трех миллионов паломников.

Регулярно бывая во Вриндаване, Ранчор заметил, что прославленные леса и рощи быстро исчезают, почва подвергается эрозии, а священная река Ямуна недопустимо загрязнена. Экологические знания, которые можно почерпнуть из священных писаний индуизма, судя по всему, забыты в угоду набирающему силу материализму.

В 1991 году Ранчор убедил размещающийся в Женеве Всемирный фонд дикой природы финансировать трехлетнюю программу восстановления Вриндавана, самого священного уголка Земли для сотен миллионов людей. Ранчор часто приезжает в Индию и, работая рука об руку с индийским отделением фонда и местными жителями, помогает развивать проект возрождения лесов Вриндавана.

Их усилия сосредоточены на опоясывающей город одиннадцатикилометровой дороге, по которой традиционно идут паломники. В прошлом тенистая лесная тропа, сегодня она почти лишена растительности, и горячий песок обжигает ноги. Там и сям попадаются горы мусора и неочищенные канализационные стоки. К сожалению, строители вымостили песчаную дорогу, оставив на ней много острых камней и гравия, ранящего стопы пилигримов. К тому же, проезжающие мимо машины зачастую вынуждают паломников сходить на обочину.

Ранчор убедил Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) выделить вдоль этой дороги землю для осуществления первой фазы проекта: посадки местных деревьев и кустарников. Всемирный фонд дикой природы оплатил строительство колодца, установку насоса, создание системы орошения, а также возведение ограды вокруг насаждений. Из жителей Вриндавана, обученных специалистами фонда, были сформированы рабочие бригады. Кроме того, местные организации дали землю под два других лесопитомника. Таким образом, с 1992 года вдоль дороги регулярно высаживают деревья и кустарники. Это привлекает внимание общественности и способствует просветительской работе среди местного населения. В конечном итоге планируется обновить всю одиннадцатикилометровую дорогу, попутно решая серьезные экологические проблемы Вриндавана.

Глобальная цель проекта – привлечь внимание к традиционным экологическим ценностям индуизма и подчеркнуть важность их сохранения. Сотрудники индийского отделения Всемирного фонда дикой природы считают этот проект одним из самых главных и полны решимости поддерживать его вплоть до достижения ощутимых результатов.

Вместе с другими преданными Кришны Ранчор основал международную благотворительную организацию «Друзья Вриндавана», в задачу которой входят сохранение и восстановление многочисленных священных рощ.

«Ключ к решению экологических проблем Индии – в ее собственных духовных традициях, – говорит Ранчор. – Мы хотим помочь местным жителям осознать этот важный факт и в то же время предотвратить грозящую Вриндавану катастрофу».

(Подробную информацию о «Друзьях Вриндавана» можно получить у Ранчора Прайма по адресу: 10 Grafton Mews, London W19 5LF, UK.)