В поисках духовного решения

«Одна из наитруднейших задач, с которыми сталкиваются современные религии, – это необходимость занять четкую позицию по проблеме экологического кризиса, который под чудовищным натиском материализма и секуляризации в современном западном или прозападном обществе принимает угрожающие размеры»

Д-р Мэри Эвелин Такер, профессор религиоведения Бакнельского университета (США)

Как же человечество пытается преодолеть экологический кризис? По-разному, но лишь немногие решают посмотреть на проблему с точки зрения духовного сознания.

Материальные решения (индивидуальные)

Ради спасения экологии некоторые пытаются пересмотреть собственную жизнь и построить ее по-новому. Это действительно необходимый шаг, особенно для жителей развитых стран. Основное бремя ответственности за мировой экологический кризис лежит на населении США, Европы и Японии. «Миллиард самых богатых людей мира создали настолько стяжательскую и расточительную форму цивилизации, что планета оказалась в опасности, – пишет Алан Дэрнинг из института „Уорлдвотч». – Именно стиль жизни представителей этого „высшего сословия» – разъезжающих на автомобилях, пожирающих говядину, запивающих ее содовой и считающих все окружающее одноразовым – и породил нынешний экологический кризис невиданных доселе масштабов».

Люди, всерьез озабоченные состоянием окружающей среды, стремятся внести свой вклад в оздоровление планеты и потому сдают на вторичную переработку макулатуру и стеклотару, не покупают товары, которые, по их мнению, наносят вред экологии, а также оказывают финансовую поддержку экологическим программам и организациям. Кроме того, многие из них сознательно ограничивают потребление электроэнергии и воды.

Многое из данного перечня делают и последователи Движения сознания Кришны – и не только из соображений экологии, но и ради собственного духовного развития.

Основатель и духовный лидер Движения сознания Кришны, Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, был не только блестящим знатоком ведической литературы древней Индии. Он был настоящим кладезем практической экологической мудрости, основанной на древней духовной культуре Индии. Многое из того, что делал Шрила Прабхупада с самых первых дней своего приезда в США в середине 1960-х, сегодня воспринимается как признак глубокой экологической культуры. Однако в те годы взгляды и поступки Прабхупады подчас вызывали у его первых учеников, выросших в среде потребительского «одноразового» отношения к жизни, неподдельное изумление. Однажды майским утром 1976 года Шрила Прабхупада гулял с учениками по пляжу в Гонолулу (Гавайи). Один из учеников сказал: «За последние двести лет атмосфере Земли и самой Земле нанесен такой урон, что человечество практически оказалось на грани самоуничтожения». И добавил, что теперь люди стараются разными способами решить эту проблему – в частности, путем вторичной переработки отходов.

Но для Шрилы Прабхупады это было не в диковинку. Он объяснил, что в индийских семьях используются металлические столовые приборы, чашки и тарелки, которые при необходимости легко переработать. Сломанную металлическую утварь несут торговцу, который платит за нее половину первоначальной стоимости.

Двумя годами ранее, в Риме, Шрила Прабхупада рассказал своим ученикам, как можно сберечь деревья: «Бумагу нужно делать из травы, хлопка, из многих других видов волокон. Древесина вам для этого ни к чему… Можно переработать в бумагу бумажные отходы, которые в вашей стране просто выбрасывают. Собирайте эту использованную бумагу и перерабатывайте». Стоит отметить, что эти слова были сказаны задолго до того, как вторичная переработка бумаги получила признание и широкое распространение в мире.

Кому-то бережливость Шрилы Прабхупады может показаться привычкой, естественной для выходца из Индии, страны во многих отношениях бедной. Однако за ней стояло нечто большее, чем индийская нищета, – Шрила Прабхупада смотрел на окружающий мир со всеми его ресурсами как на энергию Бога, которую недопустимо – особенно людям, стремящимся жить духовными ценностями, – тратить впустую или использовать не по назначению.

В конечном счете, только широкое распространение подлинно духовного мировоззрения и духовных ценностей способно заставить человечество коренным образом изменить свое отношение к окружающему миру и тем самым положить конец экологическому кризису. Разумеется, установка во дворе дома отдельных мусорных контейнеров для стеклянных бутылок и алюминиевых банок тоже может вызвать у обывателя мимолетную приятную мысль о сопричастности борьбе за чистоту окружающей среды. Но таких бытовых полумер для настоящего решения проблемы явно не достаточно. Напротив, как ни парадоксально, именно они могут стать основным препятствием на пути истинного преодоления экологического кризиса, создавая у людей иллюзию того, что они делают для планеты уже более чем достаточно.

Материальные решения (коллективные)

Разумеется, борьба за экологию не ограничивается усилиями одиночек. Огромное количество организаций, больших и малых, ставят перед собой ту же цель – найти выход из глобального экологического кризиса.

Например, группа родителей, озабоченных здоровьем своих детей, может выйти на демонстрацию против размещения в их районе свалки токсичных отходов. Некоторые считают, что именно такие локальные «народные» акции – наиболее эффективный вид борьбы за чистоту окружающей среды. Так, в 1991 году последователи Общества сознания Кришны в Польше организовали «народное» движение – запретить открытие экологически опасного доломитового карьера – и добились успеха (см. «Они думают о будущем»). Однако на каждый случай победы таких «экологических народных дружин» приходится несколько десятков поражений в борьбе с противостоящими им силами. Кроме того, успех местных экологических движений оказывает очень незначительное влияние на общую картину. Ведь даже если демонстрация протеста, направленного против организации свалки ядовитых отходов, увенчается успехом в селении А, ту же самую свалку все равно устроят в селении Б. Кроме того, сами демонстранты на деле становятся косвенными пособниками фабрик-производителей токсичных отходов, покупая их продукцию и тем самым финансируя их существование. И, наконец, ослепленные ажиотажем экологической борьбы местного масштаба, мы можем забыть о необходимости радикального духовного оздоровления всего общества. Выиграв сражение, мы проиграем войну.

Более крупные экологические организации замахиваются на акции государственного и даже мирового масштаба, такие как Всемирный День Земли. Кроме того, они лоббируют в местных, областных и государственных органах власти законы и другие меры, направленные на решение экологических проблем. Однако для многих очевидна, в конечном счете, неэффективность такого подхода, получившего название «экологии реформ». Несмотря на определенную пользу, он не решает проблему загрязнения окружающей среды как таковую, поскольку не оказывает значительного влияния на сам механизм индустриального общества. К тому же попытка добиться цели путем лоббирования может быть сведена на нет встречными действиями заинтересованных в прибыли производителей. Разумнее было бы стремиться ко всеобщему возрождению духовности, ибо за глубоким духовным преображением сердца и коренным пересмотром ценностей экологические реформы последуют почти автоматически, как побочный продукт.

Международное общество сознания Кришны, миролюбивое неправительственное объединение, может существенно способствовать такого рода переменам, на государственном и мировом уровнях. В 1966 году Шрила Прабхупада включил в устав ИСККОН пункт, отражающий далеко идущие цели Движения, в том числе: «Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни».

Тем не менее, активным политическим действиям Шрила Прабхупада предпочитал создание самодостаточных сельскохозяйственных общин, как явствует из его письма ученику от 1975 года: «И тогда закроются все промышленные предприятия. Не нужно никого агитировать – люди сами не захотят больше так жить». Кроме сельских поселений, Шрила Прабхупада предсказывал появление небольших утопающих в зелени городов, столь непохожих на непригодные к жизни мегаполисы и их пригороды дня сегодняшнего. Человек стремится к безопасному и комфортному существованию. Люди просвещенные, знакомые с иным образом жизни, смогут сделать правильный выбор. И это, в конечном итоге, принесет окружающей среде больше блага, чем разрозненные кампании по борьбе с вредными промышленными выбросами.

Многие экологические проблемы, скажем, глобальное потепление, приняли такой размах, что их нельзя решить даже на правительственном уровне. Требуются координированные усилия многих, а точнее – всех стран. По этой причине ООН уделяет экологии и смежным вопросам – например, поддержанию стабильного экономического роста – все больше внимания. Предложения раздаются самые разные: от включения экологических проблем в сферу компетенции Совета безопасности до идеи создания сходного по полномочиям Экологического совета.

Бытует мнение, что вмешательство ООН подвигнет правительства разных стран на сотрудничество во имя борьбы с нависшей над планетой опасностью. Но на деле – и тому есть конкретные примеры – положение может лишь усугубиться из-за появления новых разногласий. Так, развитые страны, мотивируя свои действия заботой об экологии, убеждают страны третьего мира снизить темпы экономического роста, что зачастую приводит к конфликтам. Вплоть до развязывания экологической войны, как это было в случае с Ираком, который во время войны в Персидском заливе 1991 года поджег сотни нефтяных скважин.

Вопреки совместным усилиям на всех уровнях, экологический кризис углубляется. Увеличивается число вымерших или стоящих на грани исчезновения видов. Неумолимо сокращаются площади экваториальных и других лесов. Механизированное сельское хозяйство, ориентированное на большие объемы производства и потому использующее пестициды и минеральные удобрения, продолжает истощать пахотные земли. В развитых странах растут горы мусора, а попытки наладить вторичную переработку материалов терпят крах – не в последнюю очередь, по причине отсутствия спроса на подобную продукцию. До сих пор не найдены безопасные способы хранения токсичных и радиоактивных отходов. Несмотря на многолетнюю работу правительств разных стран, уровень загрязненности воды и воздуха остается недопустимо высоким.

Уже всем очевидно, что проблемы глобального потепления и разрушения озонового слоя требуют принятия самых кардинальных мер. Но очевидно и отсутствие политической воли. Например, в 1992 году на экологическом саммите в Рио-де-Жанейро главы государств сорвали обсуждение центральной темы встречи – заключения договора о мерах по предотвращению глобального потепления. Не было достигнуто и договоренности о снижении квот выбросов в атмосферу углекислого газа. Повторная встреча в 1997 году прошла не намного результативней.

В большинстве своем коллективные усилия по борьбе с загрязнением окружающей среды не эффективны, так как сводятся скорее к определенному контролю над объемами вредных выбросов и устранению последствий экологических катастроф, нежели к их предотвращению. Очевидна необходимость устранить источник экологических проблем, но это, как оказалось, практически невозможно. Идет ли речь о совместных усилиях или действиях одиночек – и в том и в другом случае упускается из виду философский аспект вопроса. Мы забываем о том, что экологический кризис уходит корнями в неверные представления человека о самом себе и вселенной, в которой он живет. Безумное стремление производить и потреблять все больше и больше можно обуздать, лишь осознав свою истинную духовную природу и научившись ценить духовный, а не экономический рост. Естественным следствием такого миропонимания станет улучшение экологической ситуации.