Введение

Раннее утро в бенгальской деревеньке Майяпур. Я спускаюсь к берегу реки Ганг, гляжу на этот величественный и необъятный поток, несущий свои воды в Бенгальский залив из далеких Гималаев, что за много тысяч километров отсюда, и застываю от переполняющего меня благоговейного чувства божественности, присутствия Бога в природе. В «Бхагавад-гите» Сам Господь Кришна говорит: «Из рек Я – Ганг». Но хотя Бог и проявляет Свое величие в природе, т. е. Его энергии, Он в то же самое время пребывает от нее в стороне.

На языке теологии можно сказать, что Бог одновременно имманентен и трансцендентен. Имманентность Бога состоит в том, что Он пронизывает Собой всю природу. Трансцендентность же означает, что Он пребывает за пределами природы, неподвластный законам материального мира. Согласно философии гаудия-вайшнавизма, присутствуя в природе, Кришна тем не менее существует совершенно отлично от нее. На санскрите этот философский постулат получил название ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, или «непостижимое одновременное единство и отличие Бога от природы и живых существ».

Чтобы помочь нам в понимании этого философского принципа, мудрецы древней Индии приводили пример с солнцем и его лучами. Солнце присутствует в своих лучах, но все-таки не тождественно им в полной мере. Аналогичным образом, Верховный Господь Кришна присутствует в исходящей из Него природе, но в то же время остается отдельно существующей личностью. Таково таинство взаимосвязи Бога и природы.

Основываясь на этом понимании, мы можем с полным правом назвать природу божественной. Однако свою божественность природа проявляет, лишь когда рассматривается в свете ее истинных взаимоотношений с Богом. Понимание того, что природа является проявлением энергии Бога, вселяет в нас особое к ней отношение, исполненное бережности и почтения.

Хотя мы можем видеть отражение Бога в природе, не следует этим довольствоваться. Нужно стремиться увидеть изначальный лик Бога. Глядя на величественные воды Ганга, я ощущаю отблеск могущества и великолепия Господа. И это порождает во мне желание познать ту Высшую Личность, чья сила и красота отражаются в этом шедевре Его природы.

Ведические писания учат, что и мы сами, подобно окружающему миру, – энергия Бога. Нас сравнивают с крошечными наделенными сознанием искрами, вылетающими из огня высшего сознания. Мы едины с Верховным Господом, но в то же время отличны от Него. Мы также божественны по природе, но наша божественность проявляется лишь тогда, когда мы признаём свою связь с изначальным источником и действуем в соответствии с этим пониманием. К такому правильному образу действий относится и осознание связи природы с Богом, правильное отношение к ней, а также разумное, не противоречащее законам Бога использование природных ресурсов.

Для гаудия-вайшнавов Майяпур – особое место. Именно здесь пятьсот лет назад явился Господь Чайтанья – воплощение Верховного Господа Кришны, который учил философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттва и пению мантры Харе Кришна. Именно отсюда Его учение распространилось по всему миру. Поэтому мой духовный учитель, Шрила Прабхупада, сделал Майяпур штаб-квартирой Международного общества сознания Кришны. Он хотел основать здесь духовный город, в центре которого находился бы величественный храм с планетарием, отражающим космологическую связь Бога с природой и ее обитателями. Проект этого храма уже подготовлен, и в ближайшем будущем начнется строительство.

Шрила Прабхупада часто прогуливался с учениками вдоль берега Ганга в окрестностях Майяпура, обсуждая различные духовные вопросы. Но иногда он заводил разговор о трудностях, с которыми сталкивается современный мир. И при этом не раз подчеркивал, что ключ к решению всех насущных проблем – правильное отношение к природе как к энергии Бога, единой с Ним и в то же время отличной от Него. Прабхупада также неоднократно выражал желание, чтобы на эту тему были написаны книги. И вот, «Божественная природа» – скромный отклик на его просьбу.

В «Божественной природе» мы с Мукундой Госвами приводим краткий обзор экологических проблем современного общества и рассматриваем попытки их решения материальными средствами. Как вы сами увидите, большинство из них весьма поверхностны, так как предлагают бороться не с причиной загрязнения, а с его последствиями. Мы разделяем мнение многих здравомыслящих людей планеты, которые считают, что, несмотря на благие намерения, подобные средства не приносят и не принесут желаемого результата. Истинным ключом к решению проблемы служит уменьшение непомерно раздутых материальных запросов населения, которые приводят в движение промышленный комплекс, повинный в ухудшении экологической ситуации. Другими словами, решить проблему загрязнения окружающей среды можно, только решив проблему загрязнения души человеческой.

Все мы нуждаемся в пересмотре взгляда на мир и самих себя в нем. Безудержный рост материальных желаний – это естественное следствие научно-механистического взгляда на мир, определяющего человека как некий биологический механизм, случайно возникший в космосе без вмешательства божественной воли. Поэтому нам требуется новая наука, способная учитывать связь природы с Богом и признавать реальность духовного личностного бытия.

Духовную личностную природу имеют представители всех видов жизни. Жизнь следует уважать в любых ее проявлениях. Подобное уважительное отношение может внести существенный вклад в дело оздоровления экологического климата планеты. Например, один из главнейших источников загрязнения среды – мясоперерабатывающая промышленность. Поэтому рост числа людей, переходящих на вегетарианскую диету, непосредственно помогает решению многих экологических проблем.

В «Божественной природе» мы также обсуждаем закон кармы как одну из скрытых причин глобального кризиса.

Новый взгляд на реальность неизбежно влечет за собой новый образ жизни. Многие провидцы утверждают, что жизнь в постиндустриальном обществе будет основана на возврате к небольшим сельскохозяйственным общинам, в которых, наряду с фруктами, злаками и овощами, будут взращиваться духовные ценности. То будет мир уютных городков и деревень – опасные для жизни джунгли мегаполисов и вымершие пригороды канут в лету.

Стремясь внести свой практический вклад в осуществление этой цели, Международное общество сознания Кришны основало более сорока сельскохозяйственных общин на пяти континентах планеты. Одной из таких общин нового типа стал Майяпур.

Когда мы с Мукундой Госвами приезжаем сюда, сама атмосфера постоянно напоминает нам о словах Господа Чайтаньи: естественной окружающей средой для души служит духовный мир, вечная обитель Господа Кришны, известная как Голока Вриндавана. Она открывается великим святым и мудрецам на вершине их духовного прозрения, представая перед их внутренним взором во всем своем непревзойденном и нетленном великолепии.

Древние мудрецы считали, что цель человеческой жизни – приложить все усилия, чтобы этот временный и несовершенный мир стал подобием Вриндавана мира духовного. Мы с Мукундой Госвами надеемся, что «Божественная природа»– шаг в нужном направлении.

Мы благодарим Адвайту Ачарью Даса за его помощь на протяжении всей работы над книгой. За оформление обложки отвечал Ямараджа Дас. Благодарим также Халадхару Деви Даси за обширную и скрупулезную исследовательскую работу. В издании этой книги неоценимую помощь оказали Бхакти Вайдурья Мадхава Свами, Сваваса Дас, Яшодамайи Деви Даси, Девапрастха Дас, Кришна Прия Деви Даси, Арчита Дас, Ранчор Прайм и Джахнави Деви Даси. Благодарим Харикешу Свами, Джаядвайту Свами и Ишвару Свами за их вклад в виде ценных замечаний по содержанию книги. Особую благодарность хочется выразить Мадхусевите Дасу за помощь в выпуске второго издания «Божественной природы». В заключение, мы выражаем вечную благодарность нашему возлюбленному духовному учителю, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, чье учение вдохновило нас написать «Божественную природу».

Друтакарма Дас (Майкл Кремо)