Что такое наука?

Каждый вторник в 11 утра прямой эфир из Владивостока. Тушкин Владимир Рюрикович. Самое сокровенное знание. Только на Аюрведа радио и только для вас.

[Ведущая] Мы начинаем нашу сегодняшнюю программу и как обычно, по традиции, Тушкин Владимир Рюрикович. Прямой эфир из Владивостока. Напомню, что Василий Рюрикович филолог, востоковед, специалист в области ведической культуры. И он читает на нашем радио семинар самое сокровенное знание. Здравствуйте, Василий Рюрикович.

[Тушкин В. Р.] Здравствуйте. Сегодня у нас тема «Веды как синтез науки и религии». Итак, добрый день. Мы продолжаем нашу тему самое сокровенное знание и сегодня Веды как синтез науки и религии. Вообще в умах людей как правило наука и религия – это вещи совершенно разные.

Можно сказать даже противоположные. Потому что они дают людям разные мировоззрения. Сейчас люди считают, что научное мировоззрение — это передовое мировоззрение. А религия больше связана с каким-то анахронизмом, пережитком прошлого. Потому что раньше науки якобы, якобы не было и поэтому людям приходилось быть довольными какой-то сентиментальной верой, или какими-то недоказуемыми догмами. Вот. И поэтому многие считают, что жизнь раньше была более примитивной. Да. В техническом плане она была значительно проще. Хотя были также и другие технологии. Но само понятие прогресса было другим. То есть наука нужна как некий инструмент прогресса. Вот. Но сейчас под прогрессом, как правило, понимают технический прогресс.

Прогресс техники. Ну если предположим раньше люди ездили на лошадях, на телегах, сейчас они едут на машинах, где двигатель обладает силой многих лошадиных, обладает мощностью многих лошадиных сил. Они говорят: «Вот это очевидный прогресс». То есть от какой-то упряжки, от лошади, от телеги до машины — это очевидный прогресс. Вот. И поскольку вот такое понятие прогресса сугубо техническое. Вот. И раньше вроде бы такого обилия техники не было, то у людей складывается впечатление, что и науки собственно говоря не было. Вот. Но у науки может быть более широкое определение. Наука, она не только такие технические темы охватывает. Например, вообщем-то несколько десятков лет всего, как наукой стала считаться психология. Или наукой стала считаться обществоведение. То есть до этого таких наук, собственно говоря, не было. Науки были большей частью точные: математика, физика, химия, биология, какие-то такие вот вещи.

Более осязаемые, наблюдаемые, связанные с материей. Вот. А уже таже психология или социология, или обществоведение. Вот. В строгом смысле это вещи, которые связаны уже с тонким миром людей, которые так вот просто не пощупаешь. Тем не менее эти вещи, сейчас эти разделы знания также начали относится к науке. Хотя они не такие может быть жесткие, точные, как таже самая математика, там нет таких вот жестких формул. Вот. Тем не менее. Мы говорим сейчас о духовности. Наш курс посвящен изучению духовности. И как я сказал вообще в самом начале, что люди представляют религию и духовность прямо противоположными вещами. Но в строгом смысле слова это вот разделение, оно является искусственным. Вот. И сегодня я буду рассказывать о том, что духовность в том виде, как она изложена в Ведах, в этих древних священных писаниях, она не противоречит науке.

Более того, она удивительным образом гармонично соединяет в себе вполне научные точные понятия, которые проверяются экспериментом. И эти научные понятия, они просто немножко касаются другой сферы реальности. Вообще Веды постулируют существование двух видов реальности. Материальная реальность, которую мы все с вами ощущаем, осязаем до определенной степени. И высшая духовная реальность, которую своими физическими чувствами мы не ощущаем. Вот. Тем не менее эта тонкая реальность, она существует, существует процесс, который позволяет нам с этой реальностью контактировать. И это тоже реальный процесс, совершенно точный процесс. Поэтому тоже его можно назвать наукой. Итак, в отличии от верований, или просто от какой-то веры, Веды — это проверяемое научное знание.

Сейчас наука как правило относится к духовным процессам со скепсисом. Вот. Но научный подход, по идее, должен допускать даже невероятное. Например, известный физик в свое время, лауреат Нобелевской премии, Нильс Бор говорил, обращаясь к одному молодому ученому, который пришел к нему со своей какой-то новой теорией: «А достаточно ли ваша теория безумна, чтобы я ее рассматривал?» То есть ученый не должен бояться ничего такого необычного, что выходит за рамки традиционных представлений. Потому что на самом деле все какие-то открытия, все такие фундаментальные прорывы в науки, они именно происходят на границе возможного. И вообщем-то сами ученые, они говорят о том, что судьба многих научных идей, она такова, что сначала, если ученые допустим, на много обогнал свое время каким-то своим открытием какой-то теорией, то его как правило встречают в штыки. Они говорят: «Такого не может быть».

Вот. Через какое-то время начинает задумываться и говорит: «Ну в этом что-то есть». Через какое-то время люди говорят: «Ну кто же этого не знает?» То есть очень многие научные открытия, теории, которые считаются сейчас общепризнанными, когда они появлялись, они имели очень много оппонентов. Такова судьба научных теорий. Вот. Поэтому по-настоящему широко мыслящий ученый, человек науки, он не должен так вот агульно духовную сферу вписывать как что-то такое совершенно иррациональное, не подлежащее рациональному познанию, не поддающееся эксперименту. Это не так. Это очень такой поверхностный подход. И вот задача сегодняшней моей лекции состоит в том, чтобы показать, что ведическая наука, ведическое знание — это вполне адекватная альтернатива современной науке. Потому что современная наука — это тоже такая тема очень неоднозначная. Она дает очень много нам непредсказуемых побочных эффектов. Допустим, совершенно однозначно, никто в этом даже не сомневается, что экологический кризис на земле очень серьезный, он вызван исключительно наукой.

Ничем другим, кроме как наукой. Вот. Но смысл в том, что мы говорим, что нужно более одухотворенным. Вот. Потому что сначала, чтоб называть что-то наукой, нужно дать точное определение, что такое вообще наука? Вот. Ученые Бхактивиданте, которую я представляю, они предлагают такое определение науки. Что наукой называются знания и технологии, которые позволяют предсказуемо манипулировать материей на основе последовательного теоретического понимания. Еще раз скажу, наукой называются знания и технологии, позволяющие предсказуемо манипулировать материей на основе последовательного теоретического понимания. Итак, это означает, что у нас есть какое-то последовательное теоретическое понимание, и когда мы его воплощаем на практике, какую-то технологию уже применяем, то она дает предсказуемое последствие, мы можем предсказуемо манипулировать материей.

Предположим, включаете свою печку, конфорку ставите на одно деление, на другое, и она предсказуемо работает. Она предсказуемо работала вчера, предсказуемо работает сегодня, предсказуемо работает завтра. Это обозначает проверяемый эксперимент, уверен в этих вещах. Это все основано на каких-то четких законах и поэтому мы это называем наукой и технологией. Итак, это у нас будет рабочее определение технологии, которым мы будем пользоваться сегодня в процессе этой лекции. В древние времена, ведические времена тоже существовали такие вот предсказуемые технологии, предсказуемые манипуляции материей на основе теоретического понимания. Например, если мы откроем некоторые ведические тексты, то мы узнаем, что существовала генная инженерия. Например, есть такое описание в Шримад Бхагаватам, и там в четвертой песне Шримад Бхагаватам описывается как брахманы, это такие технологи, священники тех времен, они из тела одного человека Махараджа Вена получили тело другого царя Махараджа Притху.