Две реальности – материальная и духовная

Мы определили, что в человеке сознание, которое исходит из души, как раз является самым главным элементом. Что самая суть человека – сознание. Вот эти три потребности души в материальной реальности никак не осуществляются. Здесь вечность, знание и счастье наталкиваются на постоянные ограничения материальной природы. Вот, поэтому человек должен не просто как бы как животное питаться, спать, совокуплять, обороняться, он должен поставить себе другую цель.

Сейчас люди отличаются от животных только образом жизни, только образом жизни, т.е. животные делают все это примитивно, люди делают это более изощренно. Образом жизни отличаются. А должен человек отличаться от животного не столько образом жизни, сколько целью жизни. Смыслом жизни. Так вот, если человек удовлетворяет чувство так, как животное, просто более изощренно, собака бежит на четырех лапах, а мы едем на четырех колесах – это просто образом жизни мы отличаемся, но если цель у нас одна, она бежит наслаждать свои чувства, и мы едем наслаждать свои чувства, чисто внешние, физические, то принципиального отличия нет. Только чисто внешне, образом жизни. А должен человек отличаться именно целью жизни.

Так вот это знание о высшей реальности, оно как раз может нам дать, указать эту высшую цель. Духовная реальность – место, где реализуются именно наши эти вот потребности души (вечность, знание и счастье). И для этого существует, собственно говоря, различные эволюционные процессы, духовные практики, которые помогают человеку подтянуться. Они все оттуда приходят из духовной реальности вот такие вот спущенные канаты, за которые можем здесь зацепиться, если мы приняли наставления и какие-то рекомендации в определенной духовной традиции, взялись за них, то благодаря этому мы подымаемся все выше и выше, и выше. И, так сказать, в конце концов, сознание может перейти уже в духовную реальность.

Если сейчас живое существо не знает, что такое его личная жизнь, сейчас душа живет интересами тела. Фактически, сейчас душа выполняет вторичную роль, хотя она первична. Тело живо только потому, что у него есть душа, вот, мы рассмотрели очень подробно принципах вот спиритона, что именно он, спиритон, душа, оживляет материю. Итак, если живое существо, душа, ничего не знает о своей духовной природе, тогда оно является просто-напросто заложником тела. Т.е. оно выступает просто как батарейка в теле. Оно выполняет служебную функцию. У нее нет своей жизни. Душа не понимает, что такое духовная жизнь, что такое высшая жизнь. Она просто служит четырем потребностям тела. Ну, может быть, еще трем потребностям тонкого тела. Это когда какое-то творчество проявляется, идеи там какие-то, материальные эмоции и так далее. Вот, но что такое жизнь самой души? (помехи) практически неведомо для живого существа. Так вот есть духовное знание, есть эволюционные духовные (помехи)пути, которые показывают, что такое жизнь души как таковой. Более высокая жизнь, жизнь уже без физического, не ограниченная физическим телом. И вот для этого существуют определенные духовные процессы.

И эти две реальности, которые описывают Веды – материальная и духовная, они связаны между собой примерно так же, как какие-то вот вертикальные слои материальной реальности, да? Допустим, представьте себе водоем какой-то, вот, и берег, сушу. Так вот если мы опустимся на дно водоема какого-то глубокого, то там будет темно, туда практически не проникают лучи солнца и там очень такая примитивная, ограниченная жизнь. По мере того, как мы поднимаемся выше, выше к поверхности, становится более светлая атмосфера, потому что лучи солнца проникают туда, вот, и потом мы можем выйти на берег – там уже будет совсем другая жизнь. Так вот наша материальная реальность она (помехи) вот этому водоему. Низшие слои материального мира – это гуна невежества. Качество невежества, где живые существа там где-то плавают, даже не подозревают о том, что есть берег какой-то, солнце. Т.е. это вообще для них очень далеко. Гуна страсти еще чуть повыше – уже какой-то свет сверху пробивается немножечко. Гуна благости – это как бы самый верхний, это поверхность вот этого водоема, из которого мы уже можем догадаться даже так сказать, выглянуть, посмотреть там какая оказывается есть другая реальность. Берег там какой-то город и другая культура, более высокая, чем то, что там, под водой. Вот точно так же эти две реальности связаны то, что на берегу водоема, то, что находится там, внутри.

Так вот мы тоже можем считать себя венцом развития и так далее, на самом деле мы находимся в глубине этой материальной реальности, в невежестве и страсти. Большинство людей даже не подозревают о том, что есть какая-то другая, более высокая реальность. Поэтому в человеческом обществе для этого должна быть духовная культура, духовное знание, которое подымает нас, благодаря чему мы можем постепенно увидеть, понять, что есть какая-то другая, более высокая цель. Если мы не переходим вот как бы в прогрессию вот такую по гунам, от невежества к страсти и благости, то с течением времени мы просто- напросто приходим (помехи).

Смотрите как, предположим, жизнь строится человеком. Ребенок рождается в невежестве, т.е. он несамостоятельный, он очень зависим, он толком не может ни говорить, плохо что-то понимает, вот, не может сам ни поесть, ни обслужить себя. Т.е. в невежестве находится. Много спит, мало двигается. Потом, по мере того, как он начинает расти, уже, так сказать, он начинает лучше понимать, больше двигаться, проявляется гуна страсти и какой-то элемент благости. Потом его начинают обучать, уже в школу начинает ходить. Итак, детство – это практически невежество. Дети не подозревают о каких-то высших ценностях, о чем-то еще. Потом молодость – это страсть, когда они учатся, влюбляются, семья, активная работа, творчество и так далее.

Итак, прогрессия от невежества детства к страсти молодости. По этой логике в старости должна быть благость, но, если люди не получили вот этого духовного знания, то многие в старости впадают в маразм. Т.е. они опять из детства невежества, юность, страсть и в старости опять оказываются в невежестве. А такого не должно быть. Они должны в старости ходить такие уже просветленные, потому что тело старится, материальные чувственные наслаждения становятся все менее и менее доступными старому физическому телу, поэтому наступает момент, когда люди говорят: «Пришло время о душе подумать». Если это в голову не приходит, если люди не готовят себя к какому-то сознательному духовному будущему, то тогда они готовят себя неосознанно к кризису. К кризису системы ценностей. Когда физическое тело уже толком не работает, а духовного они ничего не нажили, ни к чему духовному не готовятся. Да и жизнь – сплошное страдание. Они вынуждены жить в прошлом, воспоминаниями. О том, значит, как было хорошо в их молодости и так далее. А будущего они бояться, потому что ничего не знают о духовной природе, своем духовном будущем. Нет у них такого духовного прогресса процесса, который помогает им духовно прогрессировать. Поэтому духовное развитие является возможным и необходимым для нас. Возможным – потому что у нас есть потенциал. И является необходимым – потому что если мы этого не делаем, мы готовимся неизбежно к кризису.

Вот, и когда мы сегодня во время, так сказать, подачи материала разобрали, что человек в первую очередь является сознанием душой и вот вторую очередь является костюмом, телом, то из вот такого понимания следуют другие приоритеты. Если человек считает, что он является физическим телом, и на каком-то этапе развития материи появилось сознание, это четкий приоритеты: тело первично, наслаждение через тело (помехи) первично, а духовное, может быть, может не быть, как-то знаете какая-то как факультативное знание, опция. Можешь верить, можешь не верить, это вот на таком уровне. Но когда мы поняли, что мы в первую очередь носители сознания, души, обладающие просто физическим телом, тут же меняется приоритеты. Выясняется, что, раз тело живо, потому что есть душа, значит, интересы души первичны. Значит, душа должна быть не просто батарейка в теле, которая обслуживает тело, а наоборот, тело должно служить душе.

Если вы купили машину, то кто водитель для машины или машина для водителя? Понятно, что машина должна возить человека. А не человек должен просто ремонтировать и холить, и лелеять эту машину. Так вот сейчас получилось именно так, что душа своей энергией поддерживает тело и все, а на себя времени нет фактически. А вот когда духовное знание, происходит вот этот вот сдвиг парадигмы, т.е. меняется восприятие, другие приоритеты, теперь я понял, что я, оказывается, душа, обладающая физическим телом. Тело – это просто машина, а я, так сказать, пассажир там. И есть, тот, кто направляет, дает мне духовное знание определенное, поэтому меняется приоритеты, меняются, так сказать, цели жизни. И смысл человеческой жизни состоит как раз в том, чтобы понять это. Выбрать правильное направление, выбрать правильную цель на основе духовного знания. И уже, так сказать, постепенно двигаться к своей высшей духовной цели.

Все на сегодня. Я считаю, достаточно информации. Мы говорили о том, кто такой человек с точки зрения Вед. И если возникли какие-то вопросы, значит, их можно задавать через оператора или в письменном виде. Все, следующая лекции состоится у нас через неделю, о ней будет объявлено дополнительно. Спасибо, до свидания.

(радиоведущая) Спасибо Вам, Василий Рюрикович, а могли бы вы ответить на один мой вопрос. Вот женщина… Постараюсь …она всегда находится в гунне страсти, я так понимаю? Потому что для нее внешнее очень важно. Кто-кто? Женщина. Женщины все разные бывают. Но по большей части… Но если это женщина, если это женщина обращает в основном только на внешнее, как вот она одета, вот что она. Чисто внешние на внешние вещи обращает, то это само по себе является показателем того, что гуна страсти доминирует. Но я думаю, что далеко не все женщины такие. Природа женщины такова, что она должна привлечь мужчину. Таков закон природы. Вот, если женщина не будет привлекательна, как же она устроит свою личную жизнь? Вот, поэтому это для нее важный фактор. Причем она это может делать даже неосознанно. Это ее как бы такая программа. Вот. Но есть и женщины, которые делают все необходимое для этого, они внешне привлекательны, но при этом они не путают себя с костюмом, при этом они достаточно разумны и прекрасно понимают, что это лишь, так сказать, какая-то внешняя форма. А если женщина действительно полностью (неразборчиво) эти вещи, тогда это само по себе конечно признаком влияния страсти.

(радиоведущая) Угу, хорошо, спасибо Вам большое за ответ, смотрю сейчас вопросы у нас не приходят, я думаю, что наши радиослушатели настолько внимательно Вас слушали и все поняли, что у них даже не возникло вопросов. Но я думаю, что в ближайшее время и по следующим лекциям, которые Вы будете нам давать, у них возникнут все-таки вопросы и они будут их активно задавать. Могли бы Вы напомнить нам, какая будет следующая тема? А следующая тема, я планирую это «Природа тонкого тела» Угу. Сегодня мы о нем только коротко сказали, о его основных функциях, а в следующий раз я буду рассказывать более подробно, что это такое. Угу, хорошо. Спасибо Вам большое, Василий Рюрикович, что Вы дали нам очень интересную лекцию. Всего Вам доброго.