Гуны и чакры

И для того, чтобы понять в общих чертах, куда человек пойдет, куда душа пойдет выше или ниже, Веды вводят такое понятие как три качества или три гунны или три силы материальной природы. По этой теме тоже у нас будет отдельная лекция, поэтому сейчас я скажу только коротко, чтобы рассмотреть в целом как бы понятие о человеке. Что люди бывают разными, почему они бывают разными.

Итак, Веды говорят, что, кроме индивидуального сознания, высшего сознания, тонкой материи, существует грубая материя. Эта материя, она бывает разного качества, т.е. материальная природа она неоднозначна. Она бывает трех принципиально разных качеств, которые могут между собой переплетаться в разных комбинациях. Эти три качества или три гуны, три силы или три таких фильтра – это качество благости, качество страсти и качество невежества, которые скрывают наше сознание. Т.е. если, допустим, мы представим себе лампочку, которая покрыта каким-то фильтром, желтое стекло или синее стекло или красное стекло. Этот свет лампочки будет окрашиваться вот этим вот фильтром. Так вот эти гуны или качества это такие как бы невидимые энергии, невидимые силы, которые наше сознание, наше тело связывают такими невидимыми путами, невидимыми веревками. И вот эти три гуны или три качества – они порождают, они действуют на нас, они порождают три типа сознания. Сознание, соответственно, в благости, гуна благости. Сознание в страсти и сознание в невежестве.

Общие характеристики таковы. Когда на человека действует гуна благости, это обозначает она такая наиболее светлая, наиболее прозрачная и поэтому качество души она скрывает менее всего. И поэтому люди, которые находятся под воздействием гуны благости – это люди, как правило, стремящиеся к духовности, т.к. энергия души больше всего пробивается через эту почти прозрачную оболочку благости. Это люди, живущие по высоким моральным законам, они интересуются высшей природой, высшими этими тонкими законами. Ответственные люди. Дисциплинированные. Чистые. Знающие. Ставящие перед собой высокие цели, умеющие поддерживать гармоничные отношения с другими людьми. Желающие помочь другим, бескорыстные люди. Это такие общие характеристики качества благости.

Люди, на которых больше действует гуна страсти. Гуна страсти, как правило, изображают таким красным цветом, она более плотная, и поэтому она, естественно, больше скрывает осознание души. Люди под воздействием страсти они больше активны во внешней среде. Люди в гуне благости больше активны внутренне. Т.е. они ищут, ищут душа, ищут бога, пытаются осознать себя, их больше интересует внутренний процесс, они занимаются саморазвитием. Люди в гуне страсти больше занимаются внешним развитием. Им интересно развивать вокруг себя мир. Строить что-то такое. Т.е. это люди внешне очень творческие, такие, знаете, двигатели материального прогресса. Сильные люди, которые направляют материальный прогресс. Они считают, что счастье зависит от внешних вещей. Люди под воздействием гуны благости уверены, что счастье внутреннего зависит, а под воздействие страсти они уверены, что счастье от внешнего. Поэтому нужно внешне все делать, чтобы все было во внешнем красиво, хорошо, организованно и так далее.

Итак, какие качества проявляют эти люди в гуне страсти? Они очень энергичны, очень амбициозны, они очень радуются, когда у них что-то получается, они очень огорчаются, когда у них что-то не получается. Они готовы пойти на компромисс с какими-то там высшими законами ради какого-то сиюминутного блага, вот. Они, как правило, получают наслаждение от таких внешних наслаждений, вот. С ними часто происходят стрессовые ситуации, и они хуже контролируют свои чувства. Итак, это человек под воздействием гуны страсти в общих чертах.

Человек, на которого действует гуна невежества это человек… Гуна невежества она такая более плотная, наименее прозрачная, поэтому энергия души через нее наименее всего прослеживается. Менее всего просвечивает. Такие люди они, как правило, медлительны, они вообще не интересуются какими-то высшими духовными законами, кто я такой – душа или не понятно. Было б что поесть, где поспать, с кем совокупиться и какое-то, так сказать, уверенность в завтрашнем дне. Т.е. четыре потребности физического тела. Питание, сон, совокупление, оборона – вот основные потребности, как у животных, для людей в невежестве. Это очень медлительные люди, это люди, которые не принимают на себя ответственности за свою судьбу, вечно у них все виноваты в том, что они такие несчастные. Президент виноват, мэр виноват, губернатор, еще кто-нибудь, все вокруг плохие. Америка виновата. В общем-то все, так сказать, вокруг одни враги. Т.е. этот человек он не склонен думать, что все проблемы в нем находятся. Человек гуны благости он принимает ответственность за свою судьбу, а человек в невежестве наоборот пытается сложить с себя. Т.е. он такая, знаете, невинная жертва, вечный заложник обстоятельств.

Как правило, это люди очень тяжелые на подъем, им трудно очень что-то такое начать, они спят больше, чем надо, больше восьми часов. У них часто бывают депрессивные состояния, они критически настроены, очень вечно ворчат. У них такие … им очень трудно что-то какое-то дело начать, они такие ведомые большей частью. Иногда, когда гуна страсти немножко поддерживают их, эти люди могут быть склонны к разрушению. Т.е. у них есть какая-то активность, активность есть, но разрушительная активность. Если человеку, например, в гуне страсти нравится, например, создавать, то человеку в гуне невежества больше нравится разрушать. Вот, такое, знаете, терроризм или еще что-нибудь такое. Вот, себя разрушить. Эти люди привязаны к интоксикациям, как правило, они не могут избавиться от привязанностей к алкоголю, к табаку, к наркотикам, т.е. они разрушают сами себя, свой организм, свою психику, разрушают всю среду окружающую. Семью, отношения. Безответственные люди. Как правило, их выгоняют с работы. Они не любят работать, они любят перекуривать, отдыхать. Итак, это общий такой портрет человека под воздействием невежества.

Вполне естественно, что в каждом из нас эти три качества, три гуны в разных сочетаниях переплетаются, вот. И человек он не может находиться в полном невежестве. В полном невежестве могут находиться только какие-то определенные низшие формы жизни. Полное невежество оно характеризуется тем, что живое существо есть, существует, но оно не осознает того, что оно существует, у него еще нет такого как бы вторичной рефлексии, нет никакого самосознания. Оно не понимает, что оно есть. И по этой причине оно не может изменить стандарт своей жизни. Т.е. мы видим, что животные в процессе жизни не меняют стандартов. Не видели, чтобы медведь себе в берлогу какой-нибудь там шкаф притащил, какой-нибудь цветной телевизор или решил там обновить что-то. Т.е. они всю свою жизнь живут одним стандартом. У них нет этой вот идеи прогресса материального, который рождается из гуны страсти. Вот. Люди в таком состоянии, как правило, редко бывают. Они бывают в состоянии такого глубокого невежества лишь в состоянии такого сна, когда они полностью проваливаются. Как правило, люди под воздействием гуны страсти находятся. Не такое большое количество людей под воздействием гуны благости.

Итак, вот эти вот три гуны, три качества природы влияя на наше сознание, на наше тело, порождают три основных состояния сознания. Когда на нас влияет гуна невежества, это состояние называется на санскрите (радиоведущая) Дорогие радиослушатели, маленькие технические сложности. Я думаю, что мы скоро вновь выйдем на связь с Василием Рюриковичем.

Хорошо, мы продолжаем наш разговор о том, как материальная природа, три гуны, влияет на наше сознание (помехи) и порождают разные состояния человека. Итак, мы говорили о том, что когда гуна невежества действует на сознание, то сознание называется [?]сушуптисонми сновидение, то есть. Никакого самосознания, никаких представлений о себе. Когда на сознание действует гуна страсти, тогда это порождает состояние, которое называется «сон со сновидениями» или свапна. И буквально это означает, что, чем человек является кем-то одним, а ему снится, что он является кем-то другим. Приснилось, что он в каком-то другом теле, в какой-то другой ситуации, хотя он находится у себя дома на кровати. Так вот это имеет непосредственное отношение ко всем нам. В каком смысле. В том смысле, что мы являемся вечными существами, вечными душами, а нам кажется, нам снится (помехи) являемся временными телами. Русскими, нерусскими, мужчинами, женщинами, молодыми, старыми и так далее. Т.е. мы мыслим о себе в представлениях, в категориях тела, хотя мы являемся вечными душами.

Итак, это под воздействием гуны страсти такое состояние у нас возникает, сон со сновидениями, путаем себя с костюмом, с внешним телом. И когда на сознание действует гуна благости, тогда она порождает состояние, которое называется джагрита. Джагрита обозначает «пробуждение». Это состояние, когда душа начинает, наконец, догадываться о том, что она душа. Т.е. к нам начинает приходить понимание того, что мы являемся вечными духовными существами, это подобно пробуждению. Пробуждению к своему духовному состоянию.

И, согласно Ведам, смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы наше сознание вышло из-под этих вот всех трех состояний сознания. Состояния невежества (сон без сновидений), состояния страсти (сон со сновидениями) и даже мы должны выйти из состояния пробуждения. Потому что если человек, допустим, утром проснулся и он понял, что все, что ему там приснилось — это был просто сон, какая-то иллюзия, этого еще мало. Он должен встать, привести себя в порядок и начать действовать в реальности. Потому что если он просто проснулся, но не встал, он может опять уснуть и увидеть какой-то новый сон о себе, уже другой. Вот поэтому Веды говорят, что существует четвертое, высшее состояние сознания, которое стоит выше всех этих трех гун. (помехи) называемое трансцендентное или духовное, антиматериальное состояние сознания, состояние чистой души.

И для того, чтобы живое существо вышло из-под воздействия всех этих трех гун материальной природы, для этого должен быть эволюционный процесс, некая духовная практика, которая позволяет нам вырваться из-под влияния давления этих трех качеств материальной природы. И, на самом деле, человек так устроен, физическое тело, что мы представляем из себя некую такую энергетическую установку, из которой, так сказать, душа когда-то выйдет. Т.е. мы должны выстрелить из этого тела, и вопрос, куда мы пойдем: выше, ниже или останемся на том же уровне? Т.е. как вот из пушки вылетает снаряд, точно так же из этого физического тела когда-то выйдет душа. Куда она пойдет? Выше, ниже, так далее – зависит от этих гун. Если гуна невежества, в гуне невежества мы уходим из тела, значит, низшие миры, миры животных, растений – туда можем попасть. Если мы в гуне страсти выходим из тела, опять тело человека. Если мы выходим в гуне благости, мы можем попасть в высшие миры, в высшие, так сказать, тела небожителя, об этом чуть позже будем говорить, о космосе, о более таких высокоорганизованных формах жизни, где нет необходимости в грубой физической оболочке и так далее.

Итак, человек это энергетическая установка определенная, вот, наверняка все вы практически знаете о том, что в теле человека существует семь так называемых чакр или энергетических центров, которые находятся на вот этой вот линии «столб кундалини». Вот, начиная, скажем, там от промежности и до макушки. Вот и эти семь чакр — это своего рода такие семь невидимых пуговиц, при помощи которых душа в тонком теле пристегнута к этому костюму физического тела. Вот, и эти чакры на внешнем уровне представлены как железы внутренней секреции, вот, а внутренние на внутреннем уровне это источники определенной энергии, они связаны с определенными функциями в человеке.

Интересно то, что, скажем, у нас на Руси они тоже были известны. Нижняя чакра, Муладхара, которая связана с принципом накопления энергии, с принципом эгоизма, она называлась «зарод» или место зарождения энергии. Вторая чакра Свадхистхана, которая связан с половой функцией, называлась «живот». Третья чакра, Манипура, которая связана с пищеварением, в районе солнечного сплетения, так и называется «яро» или «солнце», солнечное сплетение. Четвертая чакра называлась «сердце», то что находится в середине. Чакр семь, три низшие это вот центральная, сердце, серединная чакра, она связана с такими вещами, как сострадание, уже проявление каких-то чувств к другим живым существам, желание помочь, с чувством любви.

Следующая, пятая чакра, находится в области горла и так и называлась – «горло», на санскрите называется она Вишуддха-чакра, т.е. она связана с коммуникативной способностью, способностью общаться. Далее шестая чакра находится в области межбровья или третьего глаза, называется на санскрите Аджна или агья – чакра, по-русски ее называли просто «чело», это очень интересное как раз слово, которое связано с понятием «чело-век», т.е. для того, чтобы считаться человеком, для этого нужно, чтобы было открыто чело, третий глаз. Вот, т.е. это третий глаз – это такой видение, когда человек начинает осознавать кроме материальных законов так же еще вот эти вот духовные законы.

Например, на Руси людей, у которых работали только три первые чакры, связанные с физиологией, с питанием, с размножением, их называли просто «жить». Это люди, которые просто живут на этом физическом уровне. Те, у кого открыто сердце, чуть выше, еще одна чакра, их называли «людь» или «люди», вот, те, у кого сердце не открыто, это «нелюдь», т.е. это еще не люди, которые не способны чувствовать других, помогать им, вот. А те, у кого открыто вот это вот «чело» — это есть «человеки». Конечно, это все не так дешево, требуется целый век для того, чтобы это чело у нас открылось и чтоб мы стали действительно «человеками», а не просто жители «людь». Итак, это шестая чакра.

Седьмая чакра называется Сахасрара или она на Руси называлиь «родник» — это высшая чакра, которая связана уже с полной самоотдачей. Если низшая чакра она связана с полным эгоизмом, с накоплением, вот, то высшая связана наоборот, с полной самоотдачей, когда живое существо узнает о существовании высших законов, Всевышнего и посвящает себя деятельности, связанной со служением ему. Это кака раз высшее открытие, человек должен проделать этот путь – постепенно от полного эгоизма к полному бескорыстию.

Так вот эти чакры они подобны определенным этажам в теле. Вот, и чем выше человек подымается, естественно, тем дальше он видит. И это определяет, куда мы пойдем после смерти. И уже, так сказать, приближаясь к завершению сегодняшней темы, Веды говорят о том, что кроме материальной реальности, в которой существуют эти вот три гуны, три качества материальной природы (благость, страсть, невежество) еще есть высшая реальность или духовная реальность, из которой живое существо или душа, вот этот вот спиритон носитель сознания изначально выпало сюда, в материальный мир. Мы должны вернуться в эту духовную, высшую реальность. Это как вот библейский сюжет о возвращении блудного сына. Т.е. духовная реальность, духовный мир – это как раз то самое место, то самое состояние, в котором осуществляются три основные потребности души – вечность, знание и счастье.