Плоские круги — структура вселенной

Итак, как я сказал, вертикальный срез вселенной — это гора Неру или стебель лотоса, на котором сидит Брахма. На духовном уровне стебель лотоса, на тонком уровне — это гора Меру. По мнению многих филологов, исследователей слово «Меру» как раз является корнем слова «мир», то есть мир в смысле вселенная, мы живём в мире каком-то. И поскольку Меру – это центр или хребет этого мира, вокруг которого всё вращается, то, в общем-то, похоже на правду, что слово «мир» происходит от этого корня «Меру». Итак, вот эти вот 14 мандал, горизонтальных этих вот кругов или как раньше были такие грампластинки, вот, если их на стержень одеть, 14 мандал, они разделены на 7 высших. То есть если начиная с центра взять, 14 разделить на 2, будет по 7. Земля центральная, центральная, потом три средних планетных системы включая землю, Бхурлока, Бхуварлока, Сварлока и потом эти Махарлока, Тапалока, Джаналока и Сварга, и Сатьялока — это семь высших и средних и низшая половина — это семь низших. Теперь мы начинаем понимать эту цифру семёрку, которая очень часто встречается в нашей жизни в разных вещах, что если, например, земля занимает по вертикальному срезу центральное место, вот, то что обозначает такая фраза как «я нахожусь на 7-м небе»? 7-е небо, начиная от земли — это как раз и есть высшие планеты материального мира или Брахмалока — это седьмое небо, предел, как говорится, мечтаний внутри этого материального мира. И теперь мы начинаем понимать что такое 7 кругов ада, то есть это низшие планеты, которые находятся под нами. Это не ад в буквальном смысле слова, потому что Наракалока — она ниже, как я сказал, но с духовной точки зрения забвение Бога — это уже адское существование. Вот. И почему называют семь кругов ада? Потому что именно вот эти вот мандалы, то есть такие плоские круги, они являются такой тонкой арматурой или структурой вселенной, на которой уже развешены все эти планеты, звёзды и так далее.

Теперь мы видим, как на земле, как на такой центральной планетной системе эта цифра семёрка поставлена на проходе, то есть здесь семь музыкальных нот, семь чакр в теле человека, семь цветов радуги, семь дней недели. То есть такое ощущение, что это объективная цифра. Например, во времена культурной революции в 60-е годы в Китае пытались ввести так называемую десятидневную неделю, чтобы у людей было больше производительность труда и так далее. Попробовали они это дело, и ничего не получилось, наоборот, производительность труда снизилась, потому что люди стали быстро уставать. Потому что есть объективный цикл, объективный цикл, в котором нужно работать, в котором нужно отдыхать. Вот, и поэтому эти вещи человек нарушить произвольно не может. Есть определённые законы. Итак, это была, это мы рассмотрели коротко вертикальную структуру вселенной. Вот. И теперь мы ещё поговорим немножечко о горизонтальном срезе Вселенной. Хотя о нём немножечко сложно говорить без визуальных всех этих наглядных пособий. Но, тем не менее я постараюсь. Представьте себе теперь эту вот мандалу, один из таких вот кругов плоских, нанизанных на эту гору Меру и мы возьмём естественно нашу землю, наш уровень, который называется Бхурмандала. Бхур — это земля. А бхурмандала — это срез или так называемая плоская земля. Наверняка, все вы когда-то в учебниках по астрономии видели гравюры средневековые, где описывалось, как раньше люди считали, что земля была плоская, и как это всё очень было смешно, как они доходят до края этой плоскости. А сейчас благодаря науке мы поняли, что земля круглая и всё теперь так сказать прогресс науки.

На самом деле, вот эта вот идея плоской земли — она не такая уж и примитивная, как нам может показаться, потому что сама по себе бхумандала — это вот как бы срез, диск — он огромен сам по себе, а планета земля как таковая, как шарик, как глобус она очень маленькая. Вот, если представить большой такой диск и на нём срез, знаете, пироги бывают многослойные: один слой, второй слой между ними может быть какая-то начинка. То, если себе представить эту вселенную как такой многослойный пирог и каждый пласт пирога — это определённая мандала или определённый этаж, скажем так, определённая плоскость, определённый уровень бытия, сознания, то бхумандала – она имеет отношение не к одной нашей планете Земля, она имеет отношение к целому срезу планет. Вот. А земля как круг, как глобус, как сферическая такая окружность, она является такой изюминкой или маленьким шариком на поверхности вот этой вот бхумандалы, поэтому эти представления о плоской земле – они не такие уж и примитивные. Нужно просто правильно понимать, что такое плоская земля. Потому что землёй в Ведах описывается не просто одна планета, а целый срез бытия и мы являемся только одним из фрагментов этого вот среднего уровня бытия — бхумандалы. И вот эта вот сама мандала, она разбита на такие вот определённые сферические, так сказать, полоски.

Если, опять же, представить себе как в свои времена были такие грампластинки, то вот каждая такая песня, существует между ними такая маленькая пауза, потом ещё песня, ещё пауза. Такие вот сферические такие островки, концентрические вернее, концентрические островки. Так вот, Веды говорят, что бхумандала, она разделена на 7 таких вот концентрических островов и семь концентрических океанов, а земля находится близко к центру у этой горы Меру, у ствола вот этого вот вселенского хребта Меру, который простирается вверх. И вот эти вот так называемые концентрические острова и концентрические океаны между этими островами, их все, они очень интересно соответствуют орбитам семи основных планет солнечной системы, вот, которые мы знаем. У нас, ну, то, что известно: Юпитер, Сатурн, Меркурий, Венера, Марс и так далее. Вот, то есть орбиты этих планет они как раз соответствуют этим самым состояниям, которые описаны в Шримад Бхагаватам, 5-й песне Шримад Бхагаватам как расстояния до той или иной концентрического острова или концентрического океана. И солнце, само по себе, оно очень интересно, оно находится не совсем в центре вселенной, оно находится, оно по определённой тоже орбите движется, то есть Веды больше говорят о геоцентрической модели вселенной, что земля находится ближе к центру. А на западе привыкли думать о гелиоцентрической модели вселенной, что гелиос или солнце находится в центре. Веды говорят: нет, земля находится в центре, ближе к центру, а вот это вот солнце – оно вращается по определённой орбите.

Конечно, может быть сейчас так сложновато представить, ну, поэтому есть фильмы, уже в принципе два фильма вышло о ведической концепции вселенной, они уже на русском языке даже доступны, при возможности можно их посмотреть. Один из них называется «Загадки священной вселенной». Вот. Второй сейчас, по-моему, только переводится, но скоро тоже должен выйти. Вот, и интересно там я обычно показываю такие картинки, как существуют орбиты гелиоцентрические, геоцентрические, как планеты различные вращаются вокруг земли – это геоцентрические орбиты и как планеты вращаются вокруг солнца – гелиоцентрические орбиты. Если эти геоцентрические и гелиоцентрические орбиты наложить друг на друга, то получаются такие очень красивые узоры, как цветы. Эти орбиты формируют цветок, как чакра. Чакра знаете, которые находятся в теле человека, они тоже имеют форму цветка и разным количеством лепестков. А мы конечно со своим очень коротким промежутком времени и мировосприятием всё это увидеть не можем. А тот же самый Брахма, который выше всех сидит на лотосе наверху вселенной, он в другом восприятии времени, он видит, как все эти планеты вращаются и оставляет определённые следы.

Как, предположим, если взять вечером какую-нибудь головню горящую и быстро её вращать, то получится такой виртуальный круг, которого на самом деле нет, но благодаря нашему восприятию он будет рисоваться. Точно так же эти планеты движутся, они оставляют свои следы, как самолёт летит в небе, оставляет какой-то определённый след, точно также Брахма сверху смотрит как интересно всё устроено, что этот мир, он не только разумно устроен, но также очень красиво, потому что Бог – это эстет и всё очень здорово, всё здесь очень гармонично. И эта гора Меру, о которой я сказал, которая составляет своего рода хребет или центр вселенной, параллели с этой горой находят в очень многих культурах. Я показываю разные картинки обычно во время этой лекции по космосу, как у африканского племени догонов подобная концепция, что в центре мира находится некоторая такая гора. В скандинавской мифологии подобная концепция есть, у индейцев майя в центральной Америке, в буддизме, в сирийской концепции, в Перу, даже в каком-то из апокрифических не канонизированных Евангелие говорится о существовании некоторой вселенской горы, некого такого стержня. Если теперь взять, допустим, и наложить одно на другое духовные измерения, в духовном измерении находится Вишну, находится стебель лотоса, Брахма, как первое существо. Потом идёт тонкая арматура вселенной — гора Меру, вертикальная структура, потом все эти горизонтальные мандалы, тонкое такое тело вселенной и физическое – то, что мы уже видим непосредственно все эти звёзды, планеты и так далее.

Теперь, когда мы три измерения наложим одно на другое, теперь мы можем более или менее иметь полную картину мира, точно так же как человек – это соединение трёх тел: душа или сознание, потом тонкое тело – это отражение сознания на материи и физическое тело — воплощение непосредственно. Итак, как человек состоит из трёх тел, точно так же и вселенная состоит из трёх этих основных сфер бытия: физической, тонкой и духовной. И поэтому понять космос, значит понять, зачем он существует, а не из чего он состоит. То есть представьте себе, что перед вами лежит книга и вам дали задание изучить эту книгу. Вы можете по-разному изучать. Вы можете изучить её чисто физически. Вы можете взвесить её размер, габариты, сколько она в высоту, в ширину, сколько в ней страниц, какая бумага, какая форма печати и так далее, вот, химический состав, физические параметры этой книги. Можете взять, измерить и сказать: «Я изучил книгу». Но, можно не знать физический параметров книги, а прочитать её просто и понять смысл. Так вот истинное понимание книги, изучение книги – это понимание её смысла. Точно так же сейчас изучают космос очень странно. Они будто книгу взвешивают, пробуют на вкус и так далее. А истинное понимание космоса – это понимание его смысла, для чего он существует. Зачем он нужен, а не из чего он состоит.