Карма означает деятельность

И сегодня мы поговорим о том ключе, который даст нам возможность понять любую область знаний, какую хотите. Вы уже выбираете потом сами, что вы хотите понимать в жизни, какую науку изучать, какую профессию. Но, если нет ключа, лучше вообще ничего не делать. В этом случае говориться, сиди и просто ничего не делай, медитируй. Как ребенок бегает туда-сюда, все ломает, мать говорит: «Сиди! Ничего не делай, просто сиди и все. Потому что все, что ты делаешь, все плохо». Но он долго не может сидеть. Так же есть такая йога, вот надо сидеть и медитировать просто, ничего не делать. Но если ребенок взрослый или образованный, мать не говорит: «Сиди. Иди работай, делай, раз ты знаешь, теперь делай». Так же пока мы не получим знание, то лучше сидеть и спрашивать, учиться. А как только получим знание, нужно действовать очень решительно.

И сейчас многие люди действуют, но они наполнены сомнениями, все они несчастны. И масса несчастных людей пытается изменить этот мир, как вы себе представляете? Ни одного счастливого человека нет в управлении, нигде, и они хотят улучшить мир при этом. Как это возможно? Сначала нужно самого себя сделать счастливым. И самоосознай, вот начинаем с самого себя.

В целом, здесь три вещи всего нужно понять, чтобы иметь представление о целом. Три вещи — это я, сознание, второе – этот мир, в котором мы живем и третье – источник того и другого. Если нарисовать, будет такой треугольник. Вот здесь будет я, сознание. Это я связано с миром, мы всегда живем в мире, есть мир. И есть третий момент, из него изошло и то, и другое. Вот три вещи одновременно существуют, всякий раз, всегда.

Мы живем в мире, но что меня связывает с этим миром, каковы взаимоотношения с этим миром? Карма. Карма означает деятельность. Я связан через деятельность. Деятельность, которая называет три платформы – деятельность ума, деятельность речи и поступки, физическая деятельность. Все это карма называется, работа. И с помощью этой работы я влияю на мир. Я могу изменить что-то в мире, что-то осуществить, сделать здесь, обдумав, обговорив и выполнив. И в тоже время мир будет влиять на меня. Например, я думаю о комфорте, о крупном городе, где есть все удобства, магазины есть, средства передвижения, транспорт и все под рукой, все очень хорошо устроено. Я создаю это все, так, это карма. Теперь я живу в этих уже условиях, видите, взаимодействие идет. В этих же условиях, которые имеют и недостаток — есть загрязнение среды, грязная вода есть, перенаселение в городах, какие-то неудобства также присутствуют. Я это принимаю уже как свое собственное творение, закон кармы. Что посеешь, то пожнешь.

Поэтому деятельность должна направляться разумом, знанием. Вот пример, мы сидим в этом зале. И кто-то скажет, можно было сделать его, этот зал, как-то по-другому, может быть его улучшить можно было как-то. Может быть здесь можно было потолок изменить или стены немножко раздвинуть сюда, сделать его другой формы. И давайте это все сделаем — немножко стены туда, это сюда… И не зная конструкции здания, это упадет на голову сверху.

Итак, человек пытается изменить эту природу, не зная его законов еще. И иногда случаются неожиданности, как Чернобыльская АЭС, например, или вдруг катаклизм исторический, социальная война вдруг возникает. Никто не планирует такие вещи, это уже по законам кармы происходит. Что посеешь, то пожнешь. Иногда мы сеем то, и даже не знаем, что произойдет после этого. То есть неконтролируемая деятельность, называется «викарма». Есть карма, а есть викарма.

«Викарма» означает греховная деятельность. Она основана на желании удовлетворения собственных чувств. Вот все, что делаю для себя самого — викарма. Вот удивительно! Чем больше я о себе забочусь, тем более несчастным я становлюсь, получается. Как Христос говорил: «Вы хотите позаботиться о себе, ну тогда прибавьте себе росту хотя бы на локоть, если вы можете о себе позаботиться. Вы не можете прибавить даже росту на локоть. То есть, — он говорил, — вы не можете о себе позаботиться. Нет! Вы получаете благо тогда, когда совершаете благо другим». Вот в чем смысл кармы. Карма – благочестивая деятельность. Думай о благе других, и ты получишь благо.

Жил один человек, борец очень сильный. Он был бунтарем, он ушел от своего хозяина. Он был слугой, хозяин обидел его. Он сбежал в лес, и постепенно он собрал таких же ребят недовольных. Поскольку был сильным, он стал главарем, образовалась банда разбойников. Стал грабить людей, делить имущество. Он учил, как бить кулаком по носу, как ногой проламывать череп, как грабить, как делить добро.

Настало время, когда его подчиненные стали недовольными. «Похоже, что он слишком много себе берет из доли, не очень честно распределяет богатство. Он конечно главарь, но мы-то все друзья на самом деле. Мы хотим изменить все это». И они стали разбираться с ним. Его эго, оно не выдержало этого. «Кто вы такие? Это я вас всему научил, и я возглавляю, я имею право на эти проценты». Они избили его теми же самыми приемами до полусмерти, отобрали все золото и разбежались.

Этот человек был просто потрясен: и морально, и физически. Он так страдал. «Надо же, эти люди… я их поставил на ноги, это я их всему этому научил, я им дал возможность быть богатыми, и они со мной так обошлись». Какой-то мудрец жил в лесу, и он обратился к этому мудрецу. «Почему так со мной произошло? Ты же знаешь, видишь будущее, прошлое, какие причины, почему я сейчас в таком положении? Я сейчас ограбленный, брошенный, избитый до полусмерти, один, очень страдаю». И он сказал: «Ну а почему ты страдаешь, ведь ты же получил то от этих людей, чему ты их в жизни учил. Ты учил агрессии, ты получил агрессию. Ты учил боевым искусствам, ты получил эти боевые искусства. Ты их учил обманывать и грабить, они тебя и ограбили. Что ж тут несправедливого? Что посеешь, то пожнешь. Ты же этому их учил, ты это и получил». Видите, он заботился о себе, а получил то, что давал другим. Он не получил то, что сам себе хотел взять, а получил то, что отдавал другим. Такова история.

Иногда родители, они тоже заботятся о детях, ну все. Пойдем, поиграем, иди сюда, чего-то покажу, мне некогда, я работаю, я поддерживаю семью, я забочусь о тебе, нам общаться с тобой некогда. А ребенок, он не понимает этих вещей. Он думает: «Нет, он не заботиться обо мне, не разговаривает со мной, не проводит со мной время». И человек стареет, ребенок вырастает, и он говорит: «А я тебе не нужен, я чувствую, что я тебе не нужен, дорогой сын или дорогая дочь. Это так, ты меня благодаришь, я всю жизнь работал на тебя, а теперь я тебе не нужен». «Да, но ты всю жизнь никогда не общался близко со мной. И сейчас я вырос, я тоже не знаю, как с тобой поддерживать отношения, у нас с тобой не было никаких отношений никогда». Я тому пример, у меня такой отец, который со мной никогда ни о чем не разговаривал. Я до сих пор его не знаю. Не знаю, о чем с ним даже разговаривать, я не знаю, что ему дать нужно. Мм… какая вещь.

И таким образом, чтобы заботиться о других, это большое искусство, нужно понимать природу людей, это не так просто, это сложная наука. Например, я хочу дать миру музыкальный шедевр или написать картину, чтобы все смотрели, все музеи мира, что-то очень хорошее, ценное, где-то какое-то научное открытие. Но для этого нужны недюжинные способности. Много людей предлагают свои услуги, но никто не хочет смотреть на это все, бесталанные вещи никому не нужны. То есть дать сложно, легче жить по принципу брать.

И веды говорят: «Нет, учись давать и давай хорошие вещи, самые лучшие вещи нужно давать миру и людям, не отбросы». Как если мы пойдем собирать пожертвования, скажем. Иногда мы практикуем такие вещи, в духовной жизни это практикуется — собрать пожертвования у людей, неважно сколько, важен принцип обмена. Иногда люди ничего не дают, иногда хорошо дают, иногда дают то, что им не нужно. «Вот то, что не нужно… на, это возьми». Но в ведах говориться, что благочестие человека определяется по тому, насколько ценный его именно обмен, именно отдавание, принцип отдавания. Насколько больше он отдает, настолько больше он благочестив.

В этой связи есть одна история об Иисусе, ну она известна. Как на алтарь сыпали богатые люди, помните, и золото, и серебро. И там такое происходило, было много людей в храме. А он заметил женщину, которая пятачок медный положила. «Вот эта женщина так много дает, посмотрите». Ученики взглянули: «Учитель, что ты такое говоришь. Смотри, сколько там золота и серебра, а это просто медный пятачок». «Да, но эти сыплют от избытка своего, а она последнее принесла». Это большая разница, дело не в количестве.

И это называется «принцип дадати», давать – принимать. Люди живут для любовного обмена, вот так нужно понимать. Для чего они собираются вместе? Для любовного обмена. Не для того, чтобы убивать друг друга, обманывать друг друга, не для этой цели. Люди живут в социуме, чтобы помогать друг другу достигать целей. Когда мы вместе, можем достичь большей цели, выше, чем в одиночестве. То есть взаимопомощь. И чтобы развивалась взаимопомощь, нужно развить любовь, любовь бывает. Любовь, она устраняет вражду.

А вражда бывает двух типов: врожденная вражда и приобретенная вражда. Что такое врожденная вражда? Ну, пример, кошка и собака. Вот они дерутся друг с другом, природа просто. Это не что-то приобретенное, это просто природное явление. Таковы их качества, они не совпадают, они раздражают друг друга часто. Есть люди, которые раздражают друг друга тоже, без всякой причины. Не нравится запах, допустим, или нос не нравится, еще что-то не нравится. Это природная вражда называется, она может перерасти во вражду. Как глупый и умный, они не любят друг друга, в ведах говориться. Бедный и богатый, недолюбливают друг друга, они не могут контактировать. Это как бы врожденная вражда. А есть приобретенная вражда, мы можем быть друзьями, но мы можем предать друг друга, обмануть друг друга и стать врагами. Как это обычно бывает? «Дай в займы денег, ты ж мой друг». «Ну конечно, бери». А потом мы не отдаем, потому что друг-то поймет, друг же понимает меня и становимся врагами.

Собственность. Из-за неправильного распределения собственности люди враждуют, коммунисты, капиталисты. А что такое коммунизм и капитализм? Это слова – названия, за ними скрыта очень интересная вещь. Пожалуйста, запомните, очень важный этот момент, коммунисты – это воплощение завистливых, а капиталисты – это воплощение жадных. Нет никакого капитализма и коммунизма, в ведах они описаны. Есть жадные и завистливые люди, вот и все. А измы уже придуманы позже. Итак, завистливые и жадные люди никогда не могут жить в мире, они называются капиталистами и коммунистами. И когда есть название, кажется, что это что-то настоящее, реальное. Нет, за этим скрываются порой пороки человеческие.

Поэтому жизнь строить нужно не на зависти, не на жадности, а на любви. Это называется «бахти» на санскрите, бахти йога — развитие любви. Связь с миром через любовь, связь с Богом через любовь, связь со всем живым существом через любовь. Это бахти йога. Йога – связь означает. И таким образом устраняется вражда.

Как если я не чувствую любви, например, вот мы здесь сидим и не все знаем друг друга, и понятно, что о любви еще речи быть не может. Но хотя мы уже вместе сидим, уже нас что-то объединяет. Уже почти как друзья мы, раз пришли вместе, уже мы какое-то отношение друг к другу имеем, да. Но если при этом мы еще будем делать «дадати», давать и принимать, мы станем друзьями, очень большими друзьями. И что имеется в виду? Можно давать дары и принимать дары, можно угощать освященной пищей и принимать освященную пищу и чистую пищу. Если мы угощаем пищей, то очень чистая должна быть пища. Дар не имеет значения какой, важно чувство, с каким чувством предлагают друг другу. Вот это важнее всего. И выслушивать с доверием и говорить о сокровенных вещах. Сокровенное означает что-то очень глубокое, очень важное, очень духовное. Не так, что вы кормите нечистой пищей человека. Это будет оскорбительно, неправильно. Или дары даете с пренебрежением, с сожалением допустим. Это тоже будут нечистые отношения. Или ум открываете так, что открываете ум, и человек теряет сознание от запаха. То есть иногда ум такой бывает, когда мы открываем, столько проблем, столько негативного, столько критики, столько злобы. Это не нужно так делать, обмен должен быть чистым.

Когда-то мы поднялись в горы. Примерно четыре часа или даже больше… мы пять, больше пяти часов даже мы шли в Алмате на Алатау. Нам сказали, там красивое озеро можно посмотреть, мы карабкались туда. Я проклял все на свете, знаете, не альпинист уже давно, и посмотрите на меня… Тем не менее, мы залезли туда, на эту гору. «Боже, какая красота!» Никто не пожалел об этом. Что же там было такого красивого? Я заметил, что паутинку я вижу на расстоянии километра, как она летит в воздухе. Такая чистота! Она серебрится, эта паутинка. Чистая изумрудна вода в ущелье там есть, снежные вершины тут неподалеку, воздух, прана, жизнь. Вы знаете, просто взрываетесь внутри. Просто что-то с вами такое происходит, такое очищение.

И вот ум человека должен быть таким же чистым. Если ум чист, вы можете очень далеко увидеть настоящее, прошлое, будущее. Вы можете увидеть Бога, абсолютную истину, если чистый ум. Но если грязная вода, что мы увидим там? Если грязный воздух, что можно увидеть? Итак, идет процесс очищения, когда мы обмениваемся хорошими вещами, идет процесс очищения, вымещается негатив. Как есть такая привычка говорить «здравствуйте», и нам уже лучше, мы уже улыбаемся. Вот одно слово. Это только начало.

И в этом смысле слова у каждого человека есть профессия, не так ли? Это можно понять по-разному. Профессия для заработка. А в ведах говориться: «Не используй свой долг как дойную корову, только чтобы иметь молоко. Долг нужно использовать для дадати. Ты должен думать, что я этим хочу принести пользу кому-то».