Йога- контроль ума

Один журналист ходил по Красноярской ГЭС и спрашивал: «Что вы делаете? Вы что делаете»? «Я бетон мешаю». «Я вожу камни, бросаю туда в реку». «Я электропроводку провожу». И только один из тысячи сказал: «Я строю Красноярскую ГЭС». Ну, там что-то лопатой там капал, и он думал, что он строил Красноярскую ГЭС. И вот его и напечатали портрет туда. Вот он строит Красноярскую ГЭС. А другие мешают бетон, зарабатывают деньги. А он думает: «Я строю Красноярскую ГЭС, это важно!». И у него много вдохновения, энтузиазма. Он преодолевает препятствия, такой человек легко в жизни, потому что он думает о благе большем, чем о собственном благе. Это называется жизнь в добродетели.

Есть жизнь в добродетели, есть жизнь в страсти, есть жизнь в невежестве. В трех гунах материальной природы. Итак, благочестивый человек, он стремится больше отдать, он больше склонен замечать достоинства людей, нежели недостатки. Если человек сам нечестив, он видит недостатков больше. Таков критерий чистоты. Учиться мыслить и общаться позитивно, а для этого необходимо ум поддерживать в чистоте, манас. Манас -это ум. Йога означает контроль ума. Любая йога имеет дело в центре всех событий именно ум. Если чист ум, чиста речь, чисты поступки, помыслы человека, они всегда сбудутся. Таково уникальное положение человека. Он воплощает все свои желания в будущем, он способен на это. И есть одно утверждение в Иша-упанишад: «Тот, кто культивирует невежество, идет в темнейшие районы невежества. Но тот, кто культивирует, так называемые знания, идет еще в более худшие места». Вот такое есть утверждение. То есть можно культивировать знание, а можно невежество. Иногда знание выдают за невежество, а невежество за знание. И тут нужно разобраться. Это называется иллюзия, путаница. Я могу путать эти вещи, и на самом деле мы это уже путаем. Поэтому мы говорим об этом. То есть, когда мы освободимся от иллюзий, что есть истинное знание, что есть невежество.

Кто я? Если мы зададим этот вопрос любому человеку на улице, он скажет, спросит: «А что вы имеете в виду? Мою фамилию? Иванов. Или имя? Вася. Петя. Маша». «Нет, вы то кто? Это ваше имя.» «А-а… ну моя профессия может быть? Я инженер.» «Нет, нет, это ваша профессия, а вы кто?» «Ну я русский, ну вообще я человек.» «Ну мы видим, что вы человек. Но вы, кто вы?» И он тогда спросит: «А что вы… я не понимаю, о чем вы говорите. Смотря [неразборчиво] …».

[неразборчиво] и он станет такого же цвета, на другой поверхности он превратит другой цвет. Спросите у хамелеона: «Какого ты цвета?» «А что вы имеете в виду? Смотря где я нахожусь, смотря где я сижу. На черном, я черный, на синем я синий, на зеленом я зеленый». «А ты-то сам какой?» «На улице мы прохожий, гражданин, в транспорте мы пассажир, в поликлинике мы больной, дома – мама, папа, сын и дочь. У нас так много названий.» «А вы вне этих названий кто?» «И тут я уже сейчас не могу сказать, не знаю.» Называется иллюзия, вот. И если я нахожусь в этой иллюзии, то я что думаю? Я – это тело. Я мужчина, или я женщина, или я русский, или американец. Это называется национализм или нацизм, или шовинизм, или как вот эти измы… Это называется телесная концепция. Телесная концепция означает, что я не могу выйти за рамки этих представлений, не могу.

Я познаю мир как? С помощью органов чувств. Но эти же органы чувств, они ограничивают меня. Много ли я увижу глазами? А если сейчас включить сильный свет, мы ничего не увидим. А если выключить свет вообще, мы тоже ничего не увидим. Мы чуть-чуть что-то видим, немножко. Не самое совершенное зрение. Есть более совершенные виды зрения у некоторых животных или у других высших существ, они могут видеть по-другому, не так как мы. Они могут видеть объем сразу, одновременно: и внутреннее, и внешнее содержимое сразу же. Сейчас есть такая аппаратура, которая примерно может такие вещи делать. А у человека, смотрите, зрение очень простое.

Также слух, маленький диапазон звуков… Мы многого не слышим, что происходит сейчас здесь. Может быть из этой лекции мы услышим несколько процентов на первый раз, пока. То есть качество слуха тоже не очень высокое. Животные обычно превосходят человека. Обоняние у одной собаки чего стоит, нам такого и не снилось. А какое зрение у орлов, у этих птиц. Он видит всю картину сверху оттуда и еще может детали приближать. У него такое, знаете… глаза такие, сверхзрение. Собака, у нее нос впереди такой чувствительный очень. Она бегает с этим носом туда-сюда. Вся информация через нос в основном идет. Корова через язык получают всю информацию. Язык очень сильный. Очень активно жует круглые сутки, поэтому и спокойная. Другие чувства не отвлекают. У человека чувства не очень сильно развиты, но они примерно одинаковы по силе, и они будоражат ум постоянно. Смотри туда, слушай сюда, столько информации, одновременно нас дергают, ум в беспокойстве пребывает. Видели, корова сидит жует? М-м-м целый день, она может так целый день сидеть и ночь так же еще делать. У нее нет проблем таких, как у человека.

Поэтому человек называется мен, манас, от слова манас. Манас – ум. Это платформа ума человека. Поэтому человек такой и двойственный. То так, то этак, я не знаю, я всегда в тупике, всегда нужно что-то решать. Ум двойственный, чанчал, он прыгает с объекта на объект. Вот это сегодня нравится — хорошо, а потом это уже не нравится, уже плохо. Те вещи, которые меня окружают, они и хороши, и плохи одновременно для меня. Например, я заработал деньги, я счастлив, потом я потерял деньги, я страдаю. Причина одна и та же, видите, — деньги. Счастье, несчастье, причина одна и та же.

В Америке какой-то был год, помню 90-то какой-то там год был, когда сильный крах был доллара. И там столько людей потеряли свои сбережения. И многие люди вылетели из окон просто, не хотели жить, так страдали. Даже в газете написали, что ходить по улицам опасно, люди падают сверху. Это было очень тяжелое время для бизнеса, так много было самоубийств.

И это написано в ведах, богатый человек, теряя деньги думает, мне пришел конец. А там подписывается, не ему пришел конец, а его деньгам. Он путает, это иллюзия. Он себя отожествляет с деньгами. Он не деньги, но он так думает. Пока он так думает, он будет радоваться, либо страдать. Либо радоваться, либо страдать. Хочу машину, хочу деньги, хочу жену, хочу квартиру. Потерял деньги, разбил машину, ушла жена, в квартире проблемы… Желание и скорбь рука об руку. Это одна медаль. Причина одна и та же, у нее есть две стороны – счастье и несчастье. Мы выбираем счастье. Медаль – я счастлив. Затем какое-то движение, переворачивается на несчастье, нет счастье. Мы боремся за счастье. Именно так говориться, так определяется судьба человека, карма. Вот именно это и становится предопределением, потому что несчастье исходит от счастья, а счастье от несчастья. Они связаны всегда вместе. Если мы хотим счастья, нужно принять также еще и этот момент — аскезы. Любишь кататься, люби и саночки возить. Еще будут и аскезы к этому, какое-то усилие нужно совершить, какие-то проблемы также будут с этим связаны. Это материальное счастье.

Один человек пошел на рынок и… жена послала, говорит: «Иди на рынок за овощами, нечего готовить». Это было знаете где? В Липецке, точно. Да, я вспомнил, в Липецке. Он пришел на рынок и… там за прилавком увидел, смерть стоит. И улыбнулась ему смерть, он перепугался до смерти, конечно. Бросил и деньги, и сумку, и домой убежал. Говорит: «Жена, я здесь не остаюсь ни секунды. Нет времени объяснять, срочно уезжаю, мгновенно нужно в Москву к брату». И раз, и исчез. Жена подумала: «Вот это да… что с ним такое случилось? Кто-то напугал на рынке, пойду разберусь». Взяла скалку, пошла разбираться. И вот сумка, вот деньги, вот прилавок, все ясно. А-а… смерть стоит, конечно. «Так это ты напугала моего мужа?» Смерть заулыбалась и говорит: «Ну я не хотела никого пугать. Я просто удивилась, что он здесь делает в Липецке? Ведь завтра жду его у брата в Москве».
00:50:15 Мы бежим к счастью, правда? Но куда мы бежим на самом деле? Это наша судьба. Именно так она определяется, поэтому судьбу изменить таким путем невозможно – говориться в ведах. Карма так не меняется, она лишь только усугубляется. Мы собственными ногами туда и идем получается, хотя и не хотим этого. Это называется иллюзия, иллюзорное счастье. Все идут к краху, а думают, что идут к счастью.

Когда собираются большие залы новых людей, мы часто спрашиваем, кто из вас счастлив сейчас, сегодня, вообще кто? Вот все серьезно смотрят. Иногда бывает парочка молодых людей так сидят, улыбаются и поднимают руки. И когда смотрят на зал, снова опускают. А потом задают следующий вопрос, а кто из вас будет счастливым? И многие хотят сказать «да». Правда, мы хотим надеяться на это, иначе мы не сможем жить. Мы хотим верить в это. Но посмотрите, здесь в зале сидят люди разных возрастов, и никто не скажет, что он счастлив сейчас. Почему же мы убеждены, что мы сможем быть счастливы еще немножко погодя? Веды говорят, нет.

Время материальное увеличивает страдания. Со временем увеличиваются страдания, тело меняется. Вот в чем обман есть. Я понял, что счастье в будущем, но я же старею. А как же я в пожилом теле, мне трудно быть счастливым. Аюрведа что говорит? Пока мы молоды, наши органы чувств, руки, ноги, желудок, зубы – это наши друзья, глаза, уши… А когда мы старимся, это наши враги. Сколько страданий! Мать у меня сколько операций перенесла, вот пока она старелась. Боже, я смотрю, это сколько страданий человеку нужно пережить. Четыре или пять операций только у нее было! И она слепнет сейчас. Вот подтверждается ведическое знание. Это говорит реальность! Вот она реальность такова. И это произойдет по законам природы, эта уже заложена энергия в теле, саморазрушения. Это называется гуна невежества, она уже работает. Страсть, невежество, благость — они вместе. И вот постепенно тело будет разрушено, да. Но зачем, зачем нам такой образ жизни? В чем смысл этого всего?

Смысл в том, что человек должен научиться быть не привязанным к телу. Мужчина он или женщина, или русский или американец, или молодой или пожилой, он не должен быть привязан к телу. Это называется ложно эго. Я – это тело. Вот это корень проблемы. И как только тело болеет, у меня проблемы, я погружаюсь в скорбь. Вот вам пример из истории – Сократ, он знал, что он не тело. Он добровольно выпил яд. Ученики подошли и сказали: «Дорогой учитель, что с тобой делать после смерти, с телом что делать, как хоронить тебя, что скажешь?» Он рассмеялся. Можете себе представить? Выпил яд и смеется. «Сначала – говорит, — меня поймайте. А с телом можете делать, что хотите». Он различал эти вещи, Сократ различал эти вещи. Не скорбел… перед смертью ни грамма. Вот это всех поразило именно, вот это его знание. Видья. Он видел душу, он понимал личность, он отличал материю и дух. Он был философ. У него были определенные знания. Я не скажу, что он обладал полным таким знанием, но некоторым знанием он обладал, необходимым для того, чтобы хотя бы не бояться смерти. Хотя бы. Это первый шаг. Неокончательный шаг.

Итак, телесная концепция, она имеет недостатки. Итак, карма. Я думаю — совершаю какую-то карму, я говорю – совершаю какую-то карму и действую, наконец, — тоже совершаю карму. Так поддерживаются отношения с миром. Но я еще связан с абсолютной истиной, с источником всего. Источник всего называется абсолютная истина — браман. Браман можно по-разному перевести. Буквальный перевод – совершенный, безграничный, неописуемый, вечный. Как можно сказать религиозно – Бог, абсолютная истина. Все это подходит туда. Определение абсолюта таково [джан мадия сея та ха]. То есть, от чего все исходит, это и есть абсолют. И вот живые существа, мы с вами, — частички абсолюта, и материальная природа также энергия абсолюта. Браман. Живое существо, которое знает браман, тоже называется браман. Вот если вы познаете душу, вы браман называетесь. Все, вот это слово принадлежит человеку. Он становится совершенным.

Как… есть такая река под Псковом. Как же называется… я забыл сейчас. Такое название, мы купались в ней… то ли Счастливая, то ли что-то еще. Ну вот мы скупались в той реке, но мы не стали счастливей. Но мы просто скупались и все. Но если вы знаете браман, касаетесь брамана, то вы становитесь браманом. Искра, если она приближается к огню, то она вспыхивает огнем. Вот такой пример, приобретает качества огня. Железо, погруженное в огонь, приобретает качества огня. Это уже не просто железо, потрогайте. Это огонь, свойства огня. Так человек, обретающий духовные знания, становится совершенным браманом.

И их связывает, если есть карма, то здесь [бахти]. Мы говорим [бахти]. [Бахти] — єто стремление к чему-то возвышенному, как вера. Каждый к чему-то стремится возвышенному, это энергия [бахти] называется. В форме веры проявляется сначала. А в конечном счете, проявляется в человеке в форме любви, как абсолютная истина, в любви к Богу. То есть совершенство человека определяется по его способности любить. Чем выше способность любить, тем совершеннее личность. Чем меньше способность любить, тем менее совершенная личность. Так связан… живое существо связано с энергией абсолюта, оно стремится вверх. Стремится всегда двигаться вверх и достигать чего-то сверх великого. А абсолютная истина и материальная природа тоже связаны. Потому что материальная природа находится под полным контролем, называется законы материального мира. Закон Ньютона. Разве это закон Ньютона? Разве он принадлежит Ньютону? Это закон природы. Его называют законом Ньютона. Нет, не закон Ньютона, закона природы. Итак, природа управляется законами. А закон – это разум означает. Если мы говорим о законе, это уже разум, не так ли? Верно?

Если мы идем в город и смотрим, везде порядок – светофоры работают, магазины вовремя открываются, закрываются, предприятия и все остальное. Значит есть правительство, верно? Нам не нужно что-то еще. Понятно, что есть правительство в городе. А если хаос в городе, правительства нет, мы говорим. Так вот в природе нет хаоса. Вы видели где-нибудь отходы производства в природе? Чтобы все было зашлаковано в лесу там было, какие-то дрова лежали, щепки никому не нужные. Вы видели хотя бы одного муравья под деревом в лесу, который бы умирал с голоду? Не хватило поесть чего-нибудь, не досталось. Настолько все сбалансировано, что каждый микроб имеет свою пищу и срок жизни. Все очень точно. Каждый атом на своем месте, каждый атом. Это означает, что абсолют знает каждый атом творения, пронизывает. Сверхсознание называется. Есть сознание, а есть еще сверхсознание.

И здесь очень важный момент – сверхсознание. Сначала мы поговорим о сознании еще. Да, вот это сознание, оно называется на санскрите сат-чит-ананда. Три термина определяют сознание, душу. Сат – вечный, чит – полный знания, ананда – полный блаженства. Но это то, что нам не хватает постоянно. Мы хотим жить всегда, мы хотим знать о своем существовавнии, и мы хотим счастья. Ради чего еще мы существуем? Это три энергии души. Они всегда будут требовать этих вещей. Проблема, конфликт заключается в том, что душа помещена в условия материального тела, которое «асат», «ачит» и «нирананда», прямо противоположные этим качествам. «Асат» – временное тело, «ачит» – тело полно невежества, незнания, недостатков. И источник страдания. Это называется конфликт, несовместимость. Как масло и вода, не совмещаются при соединении. Они существуют отдельно друг от друга всегда. И так мы чувствуем в себе вот этот конфликт. Я хочу одного, получаю другое. А я все равно хочу быть счастливым, а не получаю. Все равно хочу и не получаю, хочу и не получаю. И что в конечном итоге? У меня такие проблемы.

Одну обезьянку взяли под опыт. Комната, пустая комната, в центре комнаты куб, очень просто. На кубе апельсин под напряжением тока. Вот такой эксперимент. «Заходи, обезьяна, начинается эксперимент». Шимпанзе заходит, сразу видит апельсин. О! это ее лакомство! И сразу хочет взять. Бум! Ее ударило просто током. Она отпрыгнула, очень удивилась. Другой рукой – бум! Она обошла вокруг, начала возмущаться, в чем дело, почему. И вдруг прыгнула четырьмя руками – бум! И так продолжалось три дня. Она не оставляла свои попытки, она хотела быть счастливой. Я хочу и не получаю, хочу и не получаю, хочу и… через три дня диагноз – шизофрения. Факт, научный факт.

И веды что, Бхагавадгита говорит: «Из неудовлетворенного вожделения возникает гнев, раздражение. А гнев затмевает память и разум человека». Помним, йога разума. Вот есть враги разума. Разум — буддхи на санскрите. Буддхи, буда от этого слова. Тот кто видит прошлое, настоящее и будущее, это буддха, просветленный. То есть он может видеть удивительные вещи. Например, мы видим тело человека. А что такое тело человека? Это его продукт прошлой деятельности. По телу человека вы можете понять его прошлую жизнь. И по настоящему поведению можете точно увидеть, что с ним будет в скором будущем, даже без астрологии. Если есть буддхи достаточно, можем видеть такие вещи. Буда был таким просветленным. И каждый человек, он сказал, может стать Будой, разумным.