Хамса-гухья – молитва Дакши

Когда Парикшит попросил у Шукадевы описать подробнее сотворение существ в этой вселенной, Шукадева поведал ему следующее: «Прачеты, десять сыновей Прачинабархи, совершали в море суровое подвижничество, и вся планета из-за отсутствия царя пришла в запустение. Вся поверхность земли заросла сорняками и ненужными деревьями, и для злаков не осталось места. Когда десять Прачетов вышли из моря и увидели вокруг сплошной лес, они разгневались и решили уничтожить все деревья и очистить землю. Из своих ртов Прачеты испустили всеиспепеляющий огонь и могучий ветер, желая сжечь деревья. Но Сома, владыка Луны и растений, запретил Прачетам уничтожать все деревья, так как деревья даруют фрукты и цветы. Чтобы успокоить Прачетов, Сома отдал им в жены прекрасную девушку, рожденную от апсары Прамолочи.

От семени всех Прачетов у той девушки родился Дакша (это произошло в шестой манвантаре – Чакшуша-манвантаре).

Своей мыслью Дакша сначала создал всех полубогов, демонов, людей, птиц, животных и тварей, живущих в воде. Но когда Дакша увидел, что неправильно создал всех существ, он предался суровому подвижничеству в горах Виндхья, в месте Агхамармана. Там он вознес Всевышнему Господу молитву, называемую Хамса-гухья: «Всевышний Господь трансцендентен по отношению к иллюзорной энергии и материальному миру. Он – владыка всех существ и майи. Он самодостаточный и является причиной всех причин. Как объекты чувств (вкус, запах и пр.) не знают, каким образом их воспринимают, так же обусловленная душа, пребывающая в теле, вместе с Высшей Душой, не знает, как владыка материального творения управляет ее чувствами. Когда сознание существа очищается от скверны материального существования, грубого и тонкого, и когда ум исчезает в состоянии глубокого сна (сушупти), существо приходит к трансцендентному состоянию. Затем материальное видение и память ума, которая являет имена и формы, уничтожаются, и в этом трансе открывается Господь.

Осознание Брахмана и Параматмы называется суджней-ам, а осознание Верховной Личности Бога (Бхагавана) называется дуржнейам. Существо достигает высшего осознания Бхагавана, когда прекращается всякая деятельность ума – ощущения, размышление и желание. Это трансцендентное осознание выше сушупти, глубокого сна. В обусловленном существовании мы воспринимаем объекты через материальное восприятие и память, а в тонком существовании мы воспринимаем мир во сне. Выше грубого восприятия и сна считается сушупти, глубокий сон, и когда человек достигает духовного уровня, превосходя глубокий сон, он приходит к трансу, вишуддха-саттва, или васудева-саттва.

Все услышанное ухом, все осознанное материальным разумом, все объясняемое словами, все воспринимаемое чувствами является лишь следствием материальной природы и не имеет ничего общего с истинной природой Всевышнего Господа. Господь – всепроникающий. Он – Творец мира. Он Высшая Душа и Абсолютная Истина. Господь лишен материальных имен, образов и действий. Да будет Всевышний Господь, исполненный знания, вечности и блаженства, милостив ко мне!»

Удовлетворенный молитвами Дакши, Господь Вишну появился перед Дакшей в восьмируком образе. Зная, что Дакша очень желал идти по пути наслаждения, Господь даровал ему силу наслаждаться иллюзорной энергией. Господь предложил ему дочь Панчаджана – Асикни, подходящую для брака. Благословив его, Господь исчез.

Шрила Чакраварти Тхакура отмечает, что Дакше была дана сила произвести бесчисленное множество детей. В предыдущей жизни его также звали Дакша, однако, оскорбив Шиву, он пал, но, так как у него сохранилось то же беспредельное половое желание, он занялся аскетизмом, и когда умилостивил своими подвигами Господа, получил безграничную силу для половых сношений.