Беспристрастие Господа

Парикшит спросил: «О Шукадева, Господь равно относится к каждому существу. Тогда почему Он ради Индры стал пристрастным, словно обычный человек, и убил противников Индры? Если Господь трансцендентен (агуна), почему Он относится враждебно к асурам? Милостиво уничтожь мое сомнение».

Шукадева ответил: «Ты задал мне превосходный вопрос. Господь всегда трансцендентен (пара), поэтому Он называется ниргуна, лишенный материальных качеств. Он нерожденный, но Он появляется и действует, как обычный человек. Всепроникающий Господь живет в сердце каждого существа. На Всевышнего Господа не влияет время. Господь – владыка, и Он благоволит к полубогам, пребывающим в гуне благости, и уничтожает демонов, находящихся под влиянием гуны неведения. Господь побуждает время действовать многими способами, но Он никогда не пристрастен, даже когда убивает демонов.

Однажды Юдхиштхира увидел в теле Васудевы (Кришны) Шишупалу. Он очень удивился и спросил у мудрецов: «Даже великим трансценденталистам трудно достигнуть единения с Господом. Шишупала и его брат Дантавакра с детства и до самой своей смерти хулили и оскорбляли Господа Кришну. Как же они получили такое освобождение?» Нарада ответил: «Из-за телесного понимания жизни обусловленная душа считает, что когда погибает тело, душа также погибает. Господь не имеет материального тела. Он лишен ложного понимания «я» и «мое». Следовательно, неправильно думать, что Он чувствует наслаждение или мучение, когда Его оскорбляют или возносят Ему молитвы.

У Господа нет ни врагов, ни друзей. Когда Он наказывает демонов, то это благо для них. Когда Он принимает молитвы полубогов, то это благо для полубогов. Поэтому, как бы существо ни сосредотачивало свой ум на Господе – во вражде, в преданном служении, в страхе, в любви – результат будет тот же».

Нарада продолжил: «С помощью преданного служения нельзя достичь такого сильного погружения в мысли о Господе, как через враждебное отношение к Нему. Таково мое мнение. Если обусловленные души думают о Кришне, они освободятся от грехов. Постоянно думая о Кришне как о почитаемом Господе или враге, они могут обрести духовное тело. Гопи через страсть к Кришне, Кан-са через страх, Шишупала через вражду, Яду через родственные отношения к Кришне, Пандавы через привязанность к Кришне, а преданные через бхакти получили милость Кришны.

О Юдхиштхира, Шишупала и Дантавакра первоначально были спутниками Господа Вишну, но из-за проклятия брахманов они попали в этот материальный мир». Махараджа Юдхиштхира спросил: «Какое проклятие могло подействовать на освобожденных вишну-бхактов, и кто смог проклясть даже спутников Господа? Невозможно, чтобы чистые преданные Господа снова попали в этот материальный мир. Я не могу поверить в это. Тела обитателей Вайкунтхи абсолютно духовны и не имеют ничего общего с материальными телами, чувствами и жизненным воздухом. Поэтому объясни, как спутники Бога были прокляты и попали в материальные тела».

Авторитетные писания говорят, что спутники Господа Вишну, которые приходят с Вайкунтхи, в действительности не падают. Они приходят, чтобы осуществлять волю и желания Господа, и их сошествие в материальный мир сравнимо с сошествием Господа. Господь и Его спутники приходят в материальный мир с помощью духовной энергии (йогамайи). Игры Господа устраиваются йогамайей, а не иллюзией (махамайей). Джая и Виджая пришли в этот мир для того, чтобы кое-что сделать для Господа. Из других источников мы узнаем, что Джая и Виджая попали в этот мир, чтобы удовлетворить желание Господа воевать. Господь иногда желает повоевать, но кто может сражаться с Господом, кроме самых близких преданных Господа? В каждом из Своих трех рождений в материальном мире Джая и Виджая воевали с Господом и были убиты Им.

Великий святой Нарада сказал: «Однажды, когда четверо сыновей Господа Брахмы, которых звали Санака, Санандана, Санатана и Санат-кумара странствовали по трем мирам, они по воле случая пришли на Вишну-локу. Несмотря на то, что эти четверо мудрецов были старше других сыновей Брахмы, подобных Ма-ричи, они выглядели, как маленькие обнаженные дети пяти или шести лет. Когда два привратника Джая и Виджая увидели их, пытающихся пройти на Ваикунтхалоку, эти, посчитав их обыкновенными детьми, запретили им входить. Остановленные привратниками Джайем и Виджаием, Санандана и другие великие мудрецы прокляли их. «Вы двое глупых стражников, – сказали они. – Охваченные страстью и невежеством, вы не достойны жить под защитой лотосных стоп Господа Мадхусуданы. Для вас будет лучше, если вы немедленно отправитесь в материальный мир и примете рождение в семье самых грешных демонов. О хранители врат, после трех рождений в материальном мире вы снова сможете вернуться к вашему положению на Ваикунтхе, так как после этого проклятие перестанет действовать». Эти двое спутников Господа – Джая и Виджая – опустились в материальный мир, приняв рождение, как двое сыновей Дити. Хираньякашипу был старшим, и Хираньякша младшим. Они пользовались большим уважением Даитйев и Данавов.

Затем те же самые Джая и Виджая родились как Равана и Кумбхакарна, зачатые Вишравой в лоне Кешини. Они причиняли страдание всем людям во вселенной.

В третьем рождении Джая и Виджая появились в семье кшатриев как твои двоюродные братья, сыновья твоей тети. Благодаря тому, что Кришна поразил их Своим диском, все их греховные реакции были уничтожены, и сейчас они освободились от проклятия».