Прахлада-сын Хираньякашипу

Нарада сказал:

У Шукрачарьи, духовного учителя Хираньякашипу, было два сына – Шанду и Амарку. Им было велено учить маленького Прахладу. Хотя учителя пытались научить мальчика политике, дипломатии и другим мирским наукам, Прахлада не принимал их наставлений; ибо Прахладе не нравилась идея различия между друзьями и врагами. «Существо, которое думает понятиями «враг» и «друг», не способно познать Высшую Душу в своем сердце». Поскольку Прахлада обладал духовным совершенством, он равно относился к каждому.

Однажды Хираньякашипу спросил у своего сына, какую лучшую истину он узнал у своих учителей. Прахлада ответил, что человек, имеющий материальное сознание, зависящий от двойственностей и думающий: «Это мое, а это принадлежит моему противнику», должен покинуть дом и семью и уйти в лес, чтобы поклоняться Всевышнему Господу. Когда Хираньякашипу услышал от своего сына о любви к Богу, он решил, что на мальчика дурно влияет кто-то из школьных товарищей. Хираньякашипу приказал учителям следить за своим сыном, чтобы тот не стал преданным Господу. Однако, когда учителя спросили у Прахла-ды, почему он настроен против их учения, Прахлада ответил, что склонность к господству является злом, и он поэтому стремится быть чистым преданным Господа Вишну. Учителя отругали и наказали его, и отвели к отцу.

Хираньякашипу с нежностью посадил Прахладу на колени и спросил: «Мой дорогой сын, ты многое услышал от своих учителей. Повтори то, что ты считаешь лучшим из того знания».

Прахлада сказал: «Слушать о Господе Вишну, воспевать Его, помнить Его, служить Его стопам, поклоняться, возносить молитвы Господу, быть Его слугой, относиться к Господу как к другу и посвятить Ему всего себя – это девять видов преданного служения. Посвятившего свою жизнь служению Кришне, осуществляемого с помощью этих девяти способов, следует считать самым мудрым, ибо он обрел совершенное знание».

Хираньякашипу, услышав слова сына, обругал в гневе его учителей, думая, что это они научили его. Но Шанда сказал: «Мы не говорили Прахладе ничего подобного. Преданность сама проявилась в нем». Тогда Хираньякашипу обрушил весь свой гнев на сына: «О негодный, самый падший в нашем роду, у кого ты научился этому? Где ты узнал о вишну-бхакти?» Прахлада ответил: «Люди, порабощенные семейной жизнью, лишены Богосознания. Обязанность каждого – принять прибежище чистого преданного и стремиться познать Кришну». Когда Прахлада замолчал, Хираньякашипу обуял неописуемый гнев, он сбросил Прахладу с коленей и закричал слугам: «Он заслуживает смерти, убейте его! Он убийца моего брата, ибо он служит нашему врагу – Вишну. Убейте же друга моего врага».

Ракшасы, слуги Хираньякашипу, начали колоть Прахладу своими трезубцами. Оружие демонов не оказало никакого действия на Прахладу, медитирующего на Всевышнего Господа. Прахладу бросали под ноги огромных слонов, бросали к ядовитым змеям, применяли колдовство и заклинания, сбрасывали с высокой горы, оставляли его на холоде, жаре, кидали на него тяжелые камни, пытались сжечь и утопить. Но ничего не действовало на Прахладу, его невозможно было убить. Неуязвимость Прахла-ды вызвала недоумение и страх у Хираньякашипу, и он заточил сына в темницу. Затем Шанда и Амарка стали учить Прахладу о дхарме (мирских обязанностях), артхе (мирском процветании) и каме (наслаждение чувств). Но Прахлада отверг их поучения, так как они основывались на двойственности. Когда учителя ушли, к Прахладе пришли его друзья по школе. И мудрый Прахлада, воспользовавшись удобным случаем, поведал им учение о преданном служении.