Совершенное общество: четыре варны

Юдхиштхира спросил у Нарады об истинной религии и об особенностях варна-ашрама-дхармы. Нарада сказал: «Позволь мне объяснить законы вечной религии, о которых я услышал от Нараяны. Всевышний Господь является сущностью всего ведического знания, корнем религиозных законов и памятью святых. Вот основы истинной религиозности: правдивость, сострадание, аскетичность (соблюдение постов в определенные дни), чистота внутренняя и внешняя, терпимость, различение между добром и злом, обуздание ума и чувств, ненасилие, целибат, милосердие, чтение священных писаний, простота, довольство тем, что приходит само, служение святым, понимание тщетности мирских действий, молчаливость, нежелание вести пустые беседы, размышление о теле и душе, раздача пищи всем существам, отношение к каждой душе как к частице Господа, слушание наставлений о действиях Господа и Его преданных, повторение услышанного, памятование услышанного о Господе и Его словах, служение Господу, поклонение, предложение поклонов, отношение к Господу как к хозяину, как к другу, посвящение Господу всего себя.

Те, кто совершают обряды (санскары) с ведическими мантрами, считаются двиджами – дваждырожденными. Брахманы, кшатрии и вайшьи, очищенные обрядами и своим поведением, должны поклоняться Господу, изучать Веды, раздавать дары и следовать правилам четырех ашрамов.

Для брахмана предписано шесть обязанностей – изучение Вед, обучение других Ведам, поклонение Божеству, обучение других, как следует поклоняться Божеству, принятие даров и раздача даров.

Кшатрий не должен принимать даров (милостыни), но должен совершать другие пять обязанностей. Брахману следует добывать средства к существованию с помощью этих шести обязанностей. Обязанность кшатрия – защищать подданных и собирать подати с них, однако кшатриям запрещается взимать дань (налог) с брахманов. Вайшьи должны всегда следовать указаниям брахманов и заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. У шудры одна обязанность – признать какого-то дваждырожденного своим хозяином и служить ему. Иногда брахман может выполнять обязанности вайшьев – возделывать землю, заниматься скотоводством и торговлей. Для брахмана предписаны и другие четыре способа добывания средств к существованию – подношения, которые он получает, не прося об этом (шалина), собирание милостыни (яявара), собирание зерна, оставшегося в поле после жатвы (шила) и собирание просыпавшегося зерна (унчхана). Кроме крайней необходимости, низкорожденные не должны браться за обязанности, предписанные для высших варн.

При необходимости человек может взяться за любое занятие, называемое рита, амрита, мрита, прамрита и сатьянрита, но не должен браться за обязанность собак.

Рита – собирание зерна с поля. Собирание без нищенствования – амрита, выпрашивание зерна – мрита, возделывание земли – прамрита, торговля – сатьянрита. Служение низким людям называется шва-вритти, занятие собак.

Качества брахмана – обуздание ума и чувств, аскетизм, чистота, удовлетворенность, отсутствие гнева, простота, знание, сострадание, правдивость и преданность Господу.

Мужество в битве, непоколебимость, терпение, милосердие, власть над телом, почтение к брахманам, честность – вот качества кшатрия.

Преданность полубогам, духовному учителю и Всевышнему, стремление к продвижению в дхарме-артхе-каме; искусность в зарабатывании денег – вот качества вайшьев.

Предложение почтения высшим кастам, чистота, служение хозяину, выполнение жертвоприношений без чтения мантр, отказ от воровства, правдивость и оказание поддержки брахманам и коровам – таковы качества шудр.

Добродетельная женщина должна:

  1. служить мужу;

  2. всегда благосклонно относиться к мужу;

  3. одинаково хорошо относиться ко всем родственникам и друзьям мужа;

  4. следовать обетам мужа.

Целомудренная женщина должна красиво одеваться и украшать себя золотыми украшениями для услаждения мужа. Она должна следить, чтобы в доме всегда были чистота и порядок. Она должна зажигать благовония и украшать дом цветами. Она должна выполнять все желания мужа и обращаться к нему с нежностью, любовью и сладостными речами. Она должна быть не жадной и довольной при всех обстоятельствах. Женщина должна с любовью служить мужу, если он, конечно, не падший. К человеку надо относиться по его качествам, а не по рождению.