Совершенное общество: четыре ашрама

Нарада Муни сказал:

Брахмачари (ученик) должен упражняться в обуздании чувств, быть смиренным и жить в доме гуру. Рано утром и вечером ученику следует погружаться в мысли о духовном учителе, огне, боге Солнца и Господе Вишну и с повторением Гаятри мантры поклоняться им. Ученику следует постоянно изучать мантры или просто произносить их. Перед началом изучения и в конце изучения ученик должен предложить поклоны гуру. Брахмачари должен утром и вечером собирать милостыню и отдавать собранное учителю. Он должен принимать пищу только после разрешения учителя; если учитель не дает разрешения, ученику следует поститься. Брахмачари не должен есть больше, чем надо. Он не должен общаться с женщинами и с теми, кто слишком привязан к женщинам, если нет необходимости. Брахмачари и неженатые люди должны полностью избегать разговоров с женщинами или о женщинах, ибо чувства настолько сильны, что могут возбудить даже ум саньяси. Женщина сравнивается с огнем, а мужчина – с топленым маслом. Поэтому следует избегать общения в уединенном месте даже со своей дочерью. Пока человек не познал свое я, пока он отождествляется с материальным телом, оно не может избавиться от двойственности в отношениях между мужчиной и женщиной. Пока разум пребывает в заблуждении, остается возможность падения.

Духовный учитель дает разрешение семьянину на половые сношения в течение периода, подходящего для зачатия детей.

Брахмачари или грихастха, соблюдающий целибат, не должен применять краску для глаз, умащать тело маслом, массировать тело, смотреть на женщин или изображения женщин, пить вино, есть мясо, украшать тело гирляндами.

Дваждырожденному следует жить в доме гуру под наблюдением гуру, изучать Веды, веданги и упанишады согласно способностям к наукам. Надо осознавать, что Всевышний Господь Вишну одновременно входит и не входит в огонь, в духовного учителя и в душу каждого. Надо осознать всепроникающее присутствие Господа, ибо таким образом можно познать Абсолютную Истину.

Ванапрастха не должен есть зерна, выросшего благодаря возделыванию поля. Он не должен есть зерен, которые выросли на невозделанном поле, но не полностью созрели. И не должен есть зерна, приготовленные на огне. Ему следует есть только созревшие фрукты. Ванапрастха может построить шалаш из травы или устроить себе обитель в пещере только для поддержания жертвенного огня, но сам обязан терпеть снег, ветер, огонь, дождь и палящие лучи солнца. Он должен носить волосы, связанные в пучок, не стричь бороду и ногти, не очищать тело от пыли. Он должен носить сосуд для воды, шкуру лани и посох, одеваться в кору деревьев и носить одежду цвета огня. Ванапрастха должен оставаться в лесу двенадцать лет, восемь, четыре, два и один год. Надо вести себя так, чтобы не потерять разум от слишком суровых аскез. Если из-за болезни и старости ванапрастха не способен выполнять предписанные обязанности для духовного продвижения или изучать священные писания, Веды, ему надо поститься, не принимая никакой пищи, и так оставить тело.