Беседа Кришны и Рукмини

Однажды Кришна и Рукмини сидели вместе, как вдруг Кришна повернулся к ней с улыбкой и произнес следующие слова: «Тебя желали великие и могущественные цари. Твой брат и твой отец прочили тебя Шишупале и другим претендентам. Как же так получилось, что ты выбрала Меня, который не ровня тебе? Помнишь, как мы в страхе перед царями, скрывались в море. Можно сказать, что, имея таких могущественных врагов, мы едва сохранили свой царский трон.

О прекраснобровая, горе тем женщинам, которые последуют за мужчинами, идущими своими необычными и неизведанными путями. Богатые едва ли будут стремиться к таким беднякам, как мы. Естественно, что они женятся и дружат с теми, кто равен им по богатству, рождению, силе или красоте. Только по неведению и недальновидности ты вышла замуж за того, кто вообще не владеет благими качествами, и кого восхваляют только нищие. А потому подыщи себе какого-нибудь царя-кшатрия, который бы подходил тебе. Шишупала, Шалва, Джарасандха, Дантавакра и прочие цари, даже твой собственный брат Рукмин, ослепленные гордыней, были враждебны ко Мне. Чтобы искоренить их гордыню, Я – враг нечестивых, увлек тебя сюда. Но Я – безразличен к телу и к дому, свободен от каких бы то ни было желаний, сосредоточен на Своем Я. Я полнота, внутренний свет и недеяние».

Рукмини ответила: «О Лотосоокий! Даже если все так, как ты говоришь, я совершенно не похожа на Тебя, Великого Господа. Ты, равный Брахме, Вишну и Шиве, погружен в Свое собственное величие. Кто я Тебе, если мою сущность формируют гуны материальной природы? Меня могут ценить только несведущие люди. Из страха перед царями Ты искал прибежища в море. Но цари – это гуны (звук, касание, форма, вкус, запах, которые формируют мир объектов). Из страха перед ними Ты как бы ищешь убежища во внутреннем океане сердца, и Ты проявляешь Себя как чистое сознание, Чайтанья. Несомненно, органы чувств, стремящиеся к объектам, это Твои неизменные враги. Но, когда Ты говоришь о том, чтобы уступить царский трон, то почему Твои последователи также отбрасывают свои троны, как саму тьму?

Неведомы пути мудрецов, которые поклоняются Твоим ло-тосным стопам. Что же сказать о Твоих собственных путях? Если их пути необычны, то каковы Твои? Ты действительно беден, так как вне Тебя нет ничего (так же, как ничто не может сформировать Твое богатство). Но Ты принимаешь подношения других, и они стремятся к Тебе. И это не по недомыслию, а потому что они знают, что Ты – Высшая Душа Вселенной, каковым я Тебя и вижу. Поток времени, истекающий от Твоих бровей, поглощает желания даже Брахмы и других. И во имя Тебя я вовсе не стремлюсь к ним. Что Ты говоришь другим? Словно лев, силой отнимающий свою долю у других зверей, Ты отобрал меня у других царей. Как я могу поверить, что Ты искал убежища в море из страха перед такими царями? Анга, Притху, Бхарата, Яяти, Гайя и другие бриллианты среди царей оставили свои царства, чтобы искать Тебя в лесах. Не падут ли на них те несчастья, которые прочил Ты мне? Гуны покоятся в Тебе. Ты – обитель Лакшми. Свобода – в Твоих стопах. Как глупа должна быть женщина, следующая за другими, пренебрегая Тобой!

Я приняла Тебя, Господь и Душа всей Вселенной, податель любого благословения как в этом, так и в посмертном мире. Так пусть моим прибежищем будут Твои стопы, дарящие освобождение. Пусть другие женщины получат себе в мужья царей, а еще их ослов, быков, собак, кошек и слуг, не ведающих о Тебе, Высшем Атмане. А что такое человек без Атмана? Кто не ощущал медового благоухания Твоих лотосных стоп, стремится к мертвому телу, хотя оно и кажется живым, состоящим из плоти, крови, костей, экскрементов, мокроты, желчи и газов, прикрытых кожей, волосами и ногтями.