Беседы мудрецов с Ними

Мудрец Шука продолжал: «В Двараке мудрец Нарада часто наслаждался обществом Кришны. В одну из таких встреч Васудева спросил Нараду: «Святые, подобные тебе, странствуют по белу свету, чтобы принести людям множество благ. То, что делают боги, может вызывать в жизни людей как счастье, так и несчастье; однако, что бы ни делали святые, подобные тебе, они всегда приносят людям счастье. Ибо боги наделяют человека плодами его прошлой кармы, тогда как святых не заботит чужая карма. Исполненные любви и сострадания они изливают свою любовь и сострадание на всех. В прошлой жизни я молился Господу о сыне, подобном ему, и Он родился моим сыном. А теперь расскажи мне о пути, посредством которого человек может освободиться от всех страхов и достичь окончательного освобождения».

Нарада отвечал: «Твой вопрос напоминает мне наставления, которые Ними, царь видехов, получил от сыновей Ришабхи. Один из сынов Ришабхи был Бхаратом, мудрецом, достигшим высшего состояния через отречение. У Ришабхи было еще девяносто девять сыновей. Девять из них стали правителями, восемьдесят один – брахманами, а еще девять – мудрецами. То были Кави, Хари, Антарикша, Прабуддха, Пиппалаяна, Авирхотра, Друмила, Чамаса и Карабхаджана.

Странствуя по трем мирам, эти девять мудрецов однажды забрели в страну видехов, где царь Ними совершал религиозный обряд. Увидев мудрецов, Ними впал в необычайную радость и смиренно сказал: «Рождение человеком является редким, и в его мимолетной жизни общество тех, кто предан Господу, крайне редкостно. Даже краткий миг пребывания в обществе святых драгоценен и не сравним ни с чем. Удостоившись столь щедрой благодати, я молю вас, чтобы вы милостиво наставили нас в бхагавата дхарме, пути, который ведет к лотосоподобным стопам Самого Господа».

Мудрец Кави сказал: «Любой путь, указанный Господом, и любой способ, которому Он учил для постижения Его, – хорош. Однако я считаю, что поклонение лотосоподобным стопам Господа является самым безопасным, ибо человек немедленно обретает бесстрашие и защиту Господа. Тот, кто следует пути, предписанному Господом, не сбивается в сторону, и даже если он будет бежать в шорах, все равно достигнет своей цели. Тот, кто желает истинно поклоняться Господу, должен предлагать все, что творит своей мыслью, словом и делом, верховному Владыке Нараяне в качестве поклонения в соответствии со своей природой. Таким образом он преодолеет чувство двойственности, порожденное телесным сознанием, которое является главной причиной страха.

Такому человеку следует видеть Господа как своего гуру и как собственное «я». Восприятие двойственности похоже на восприятие сна: это деятельность ума. Зная это, стремящийся к совершенству должен освободить свой ум от всякой обусловленности. Он сам будет немедленно освобожден от страха. Свободный от всех условностей, постоянно сосредоточенный на самых возвышенных играх Господа, он должен смело идти по жизни, склоняясь перед всеми одушевленными и неодушевленными предметами, рассматривая их как тело Господа, Любовь Господа, непосредственное осознание Господа, отчего в нем одновременно проявится стремление к прекращению телесного наслаждения».

Царь Ними сказал: «Сейчас расскажите мне очень подробно о преданных Луноликого. Каковы естественные признаки, по которым я могу отличить самых лучших преданных, тех, кто находится на среднем уровне, и тех, кто являются новичками? Каковы отличительные деяния преданного Господа Вишну, и как он говорит? Опишите те качества и основные черты, посредством которых преданные становятся дороги Всевышнему Господу». Мудрец Хари сказал: «Тот, кто видит все в своем «я», являющемся Верховным Господом, кто видит Бога во всех существах, является наилучшим среди преданных Богу. Тот, кто предан Богу дружественно настроен к преданным Ему, сострадает невежественным и безразличен к своим врагам, является средним среди преданных Богу. Тот же, кто поклоняется Богу лишь в изображениях и храмовых изваяниях, но не видит Бога в преданных Богу или других людях, является низшим среди преданных Богу.

Тот, кто воспринимает мир как проявление иллюзорной силы Господа, не потеряется в мире, даже если живет обычной жизнью. Поскольку в нем не возникает тяга к наслаждению, его действия не сковывают его, и он свободен от рождения и смерти. Преданный Господа свободен от гордости, связанной с рождением (в богатой, благородной семье и т.д.); его не тяготит чувство обладания. Поскольку такой человек постоянно помнит о Господе, он свободен от жгучего недуга невежества. Он считает себя просто одним из всех воплощенных существ, которые в равной степени являются частицами Бога. Имя Господа, восседающего в его сердце, устраняет все грехи. Бог настолько добр к обусловленным душам, что если они взывают к Нему, произнося Его святое имя даже непреднамеренно или нечаянно, Господь уничтожает их бесчисленные грехи».