Богатство Господа

Господь Кришна продолжал: «К духовному искателю или преданному, который таким образом медитирует на Меня, неожиданно приходят мистические силы (сиддхи). Мудрецами описаны восемнадцать таких сил. Из них десять могут быть приобретены тем, кто просто утвердился в гуне благости; тогда как восемь главных сиддхи доступны лишь Моему преданному. Я перечислю их тебе.

  1. Тот, кто поклоняется Мне как малейшему из малых, как самой душе атома, способен уменьшиться до размера атома – это есть анима.

  2. Тот, кто медитирует на Меня как на величайшего из великих (как на безграничное космическое существо) и как на того, кто объемлет каждый космический элемент и все их, приобретает силу увеличиваться до любых громадных размеров – это есть махима.

  3. Тот, кто сосредоточивается на Мне как на обитающем внутри четырех основных элементов (кроме пространства), приобретает силу становиться предельно легким – это есть лагима. Три названные силы относятся к физическому телу.

  4. Тот, кто медитирует на Меня как на верховного управителя эго, рожденном из саттвы, способен воздействовать на умы и чувства всех существ – это есть прапти.

  5. Тот, кто медитирует на Меня как на заключающего в себе махат-таттву (космическое сознание и энергию), способен наслаждаться и получать удовольствие – это есть пракамья.

  6. Тот, кто медитирует на Меня как на господина майи и высшего правителя Вселенной, управляет всеми существами – это есть ишита.

  7. Тот, кто медитирует на Меня как на Нараяну, или трансцендентный принцип (лежащий за пределами трех космических принципов, составляющих цельность физического, астрального и каузального тел), известном как Бхагаван, разделяет мою природу и не привязывается ни к чему – это есть вашита.

  8. Тот, кто медитирует на Меня как на Брахмана, Абсолютное Сознание, достигает высшего блаженства – это есть кама-васайита.

Бхагаван – тот, кто обладает 1) вселенским господством, 2) дхармой, 3) славой, 4) богатством, 5) мудростью и 6) отрешенностью.С помощью других способов, связанных с преданностью Мне, йог приобретает такие силы, как понимание языка животных и иных созданий, перемещение тела на любое расстояние по своей воле, вхождение в другое тело. Погружая зрение в Солнце и затем Солнце в свои глаза, надо медитировать на Меня как на существующего в соединении Солнца и зрения; так йог достигает силы видеть любой удаленный объект. Если совершенный йог желает войти в другое тело, он должен медитировать на себя внутри того тела, и затем, оставив свое грубое тело, он должен войти в другое тело по пути жизненного воздуха так же легко, как пчела покидает один цветок и перелетает на другой. Йог, который достиг мистического совершенства, называемого сваччханда-мритью, блокирует анус пяткой ноги и затем поднимает душу из сердца в грудную клетку, к шее и в конце концов к голове. Находясь в брахма-рандхре, йог затем покидает свое материальное тело и направляет душу к избранной цели. Но все эти силы, которые достаются от рождения, обретаются через применение наркотических веществ, наложение епитимьи и использование мантр, являются преградами – в той мере, в какой они отодвигают достижение Богоосознания, которое нельзя достичь никаким иным способом, кроме абсолютной преданности Мне. Я – причина, защитник и Господин всех мистических совершенств, йоги, аналитического знания, чистой деятельности и Ведических учителей».

Уддхава спросил: «О, Господь, ты воистину являешься абсолютным Брахманом! Посредством каких Твоих проявлений можно Тебе поклоняться?»

Господь Кришна сказал: «Во время великой войны Арджуна тоже задавал Мне этот вопрос. Я есть Душа всех душ. О, Уддхава, Я их происхождение, их существование и их цель. Я сам являюсь временем и состоянием равновесия гун. Я есть естественное свойство всех вещей. Я есть – махат-таттва (космическое сознание).

Я – это джива (среди скрытых принципов), Брахма (учитель вед), звук Ом среди мантр. Среди букв Я – первая буква, «а», среди священных стихотворных ритмов Я – Гайатри мантра. Среди полубогов Я – Индра, среди Васу Я – Агни, бог огня. Я – Вишну [Ваманадева] среди сыновей Адити, и среди Рудр Я – Господь Шива. Бхригу среди мудрецов, Нарада среди небесных мудрецов, Я – Гаруда среди птиц. Я – Дакша среди прародителей человечества, и Я – Арйама среди праотцов «предков».

Я – Прахлада среди дайтьев, луна среди звезд, солнце среди источников света и тепла, царь среди людей, лев среди животных, монашеский орден среди этапов жизни, священнический класс среди классов людей, Ганг среди рек, океан среди водоемов, Гималаи среди труднодоступных мест, обет непричинения вреда среди обетов, воздух, огонь, солнце, вода и слово среди очищающих средств, самадхи среди ступеней йоги, дипломатия в тех, кто стремится к победе, знание различия между духом и материей в тех, кто ищет научного понимания истины, сомнение в тех, кто спорит о теории восприятия, подвиг бесстрашия среди подвигов, преодоление мыслительного процесса среди средств достижения бесстрашия, молчание среди способов хранения тайны, время среди тех, кто бдительно бодрствует, ты среди преданных, Ва-судева среди божественных личностей, Хануман среди обезьян, золото среди металлов, рубин среди драгоценных камней, бутон лотоса среди прекрасных цветов, богатство у тех, кто ищет богатства, азартная игра у мошенника, стойкость у стойких, мужество у мужественных, сила сильных и действие Моего преданного.

Я – свойство, присущее земле, воде, огню, солнцу, пространству и так далее. Я – лучезарность Солнца, Луны и звезд, Я – различные физические функции чувств. Я – фундаментальная природа элементов, эго и махат-таттва, гуны и абсолютный Брахман. Хотя за миг Я могу пересчитать все атомы во вселенной, Я не смог бы перечислить всех Своих богатств. Ничего не существует вне меня.

Я – Бог и одновременно Индивидуальная душа, равно как и все остальные метафизические категории. Все, что есть в этом мире величественного, процветающего, пользующегося известностью, могущественного, скромного, вольного, прекрасного, счастливого, полного энергии, стойкого и разумного, – во всем этом ты обнаружишь часть Моего проявления. Однако, все эти описания – просто игра слов. Когда ты обуздаешь свой ум и интеллект, ты осознаешь Мою вездесущность, и иллюзия различия исчезнет».