Божественный лебедь

Господь Кришна продолжал: «Посредством развития гуны благости (взращенной и усиленной тем, что мудрые считают сатвическим в пище, писанийх, воде и т.д.) человек должен одолеть злые и греховные склонности, поддерживаемые раджасом и тамасом. Затем с помощью одной саттвы он должен победить и ее саму. Свойство раджаса сочетается с ложным представлением о «я», которое ошибочно принимают за тело и т.д., и порождает стремление к удовольствиям. Это ведет к обусловленной деятельности, а она приводит к ответным действиям. Однако, человек мудрый наблюдает злые проявления подобного поведения, и при помощи йогической медитации (в определенной позе, с управлением дыханием) он утверждается во Мне. Именно этому Я учил Браму и Моих первых учеников – Санаку и его братьев.

Однажды Санака и его братья спросили Брахму: «Ум постоянно ищет чувственных удовольствий, которые оставляют в нем впечатление и которые без конца повторяются. Как можно остановить это вырождение?»

Брама не мог ответить на этот вопрос, и потому Я появился там в виде хамсы (лебедя). Они спросили меня: «Кто ты?» Я ответил: «Если вы имеете в виду духовное единство, то как может возникать подобный вопрос? Если вы говорите о внешности, о теле, то опять-таки, все наши тела сделаны из одной и той же материи! На чем бы ни остановили ум и чувства, знайте, что это воистину буду Я. В действительности, все чувственные предметы, ум и чувства души составляют нерушимое единство с телом души, которое есть «Я». Следовательно, осознавая эту истину, душа должна преодолеть все желания.

Во время бодрствования существо наслаждается со всеми своими чувствами и телом; во время дремоты оно наслаждается подобными переживаниями внутри ума; и в глубоком сне без сновидений все такие переживания вливаются в невежество. Посредством памятования и размышления о последовательности бодрствования, дремоты и глубокого сна, существо может понять, что оно является одним и тем же во всех этих трех состояниях сознания и является трансцендентным по отношению к ним. Итак, душа лежит в основе всех трех состояний сознания – бодрствования, дремы и сна без сновидений: это знание позволяет человеку преодолеть их. Когда человек понимает, что отождествления «я» или души с раздробленным сознанием является причиной всех бед, он утверждается в единстве сознания.

Разнообразие (которое, как и раздробленность, помогает этому невежественному отождествлению души) является нереальным. Оно напоминает различие, вызванное сном, тогда как сновидец (и его сон) есть одно неделимое целое. Наблюдая эту истину, осознайте, что различие, явленное перед вами здесь, вызвано Моей майей, и обрубите самый корень этого заблуждения мечом мудрости, обретенным от вашей связи с мудрыми преданными. Впоследствии, хотя этот мир может и дальше продолжать представать перед вами в разнообразных формах, вы будете введены в заблуждение не более, чем тот, кто проснувшись, бывает введен в заблуждение сном, от которого пробудился. Вас не будет вводить в заблуждение даже тело, облекающее вас, равно как и пьяница может не обратить внимания на одежду, которая находится на нем. Тот, кто пережил состояние самадхи, более не имеет мирских переживаний. Его глубинное существо подвергается полному перерождению. Это и есть тайное учение йоги и санкхьи. Я являюсь целью их обоих».

Сомнения Санаки и его братьев рассеялись. После того, как они воздали Мне поклонение, Я вернулся в свою небесную обитель.