Четыре типа уничтожения вселенной

Шри Шукадева сказал:

О царь, я уже описал тебе измерения времени, начиная с самого малого его периода и заканчивая сроком жизни Брахмы. Сейчас услышь о периодах кальпы и об уничтожении вселенной. Тысяча циклов из четырех юг образует день Брахмы, известный под названием кальпа. За этот период, о царь, приходят и уходят четырнадцать Ману.

После каждого дня Брахмы в течение его ночи, которая равна по продолжительности дню, происходит уничтожение. В это время все три мира подвергаются разрушению. Этот называется периодическим (наимиттика) уничтожением, во время которого изначальный творец, Господь Нарайана, возлежит на ложе Ананта Шеши и поглощает всю вселенную в Себя, пока Брахма спит. Когда две половины жизни Брахмы подходят к концу, уничтожаются семь основных элементов метатворения (космический разум, вселенский принцип эго и пять первоэлементов). Во время уничтожения материальных элементов вселенское яйцо, заключающее в себе объединение элементов творения, подвергается уничтожению.

Как только приблизится уничтожение, на Земле не будет дождей в течение полных ста лет. Засуха приведет к голоду, и истощенные люди будут пожирать друг друга.

Солнце в его разрушающей форме своими смертоносными лучами выпьет всю воду из океана, из существ и из самой Земли.

Следом за этим изо рта Господа Санкаршаны выйдет великий огонь уничтожения. Переносимый могущественной силой ветра этот огонь опалит всю вселенную. Обжигаемая со всех сторон – сверху испепеляющим Солнцем и снизу огнем Господа Санкаршаны – вселенская сфера воспылает, подобно горящему шару коровьего навоза. Великий и ужасный ветер разрушения будет дуть больше, чем тысячу лет, и небо, покрытое дымом, станет серым.

После этого на небе соберутся тучи, и они будут изливать вниз потоки дождя в течение тысячи лет.

В это время яйцо вселенной наполнится водой, и все растворится в космическом океане. Когда вселенная будет затоплена, вода отберет у земли ее отличительное качество – запах, и элемент земли, лишенный своей особенности, будет растворен. Затем элемент огня отберет вкус у элемента воды, который, лишенный своей особенности, сольется с огнем. Воздух вберет в себя форму, присущую огню, и затем огонь, лишенный качества формы, сольется с воздухом. Элемент эфира отберет качество прикосновения у воздуха, и воздух войдет в эфир. Затем ложное эго в гуне невежества овладеет звуком, качеством эфира, после чего сам эфир вольется в ложное эго. Ложное эго в гуне страсти заберет способности чувств, и ложное эго в гуне благости поглотит покровителей частей тела.

Затем махат-таттва поглотит ложное эго вместе с его различными функциями, и эта махат-таттва сольется с благостью, страстью и невежеством. Эти гуны в дальнейшем будут настигнуты изначальной непроявленной формой природы, приводимой в движение временем. Эта непроявленная первоматерия не подвластна шести видам преобразований, вызываемым влиянием времени. У нее нет ни начала, ни конца. Она является вечной причиной творения.

В непроявленной первоматерии (прадхане), не существует речи, ума и тонких элементов, берущих начало из махат, и нет там гун благости, страсти и невежества. Нет там жизненного воздуха, нет разума, нет никаких чувств или полубогов. Нет там планетных систем, и нет там различных состояний сознания – сна, бодрствования и глубокого сна. Нет там эфира, воды, земли, воздуха, огня или Солнца.

Уничтожение называется пракритикой, когда энергии Пуруши и непроявленной материи, влекомые силой времени, лишаются своих возможностей и полностью сливаются вместе.

Остается только сознание (или знание), которое является основой разума, чувств и объектов чувственного восприятия. Все, что имеет начало и конец, является нереальным, ибо объекты несовершенных чувств не отличны от их причины. Свет, глаза и форма по сути не отличны от первоэлемента огня. Также разум, чувства и восприятие чувств не имеют существования, отдельного от высшей реальности, хотя она сама остается полностью отличной от них. Три состояния разума называются бодрствованием, дремотой и глубоким сном. Но многообразие ощущений, создаваемых этими состояниями, являются только иллюзией.

В Абсолютной Истине, Сатье, нет двойственности. Видящий различия – невежда. Золото одно, но его называют по разному в зависимости от форм, которое оно принимает. Так же Бог, недоступный чувствам, описывается в разнообразных терминах различными типами людей. Когда путы ложного эго, связывающие душу, разрублены мечом духовного знания, раскрывающегося по мере осознания Атмана, такое состояние называется окончательным (атйантика) уничтожением материального существования.

Знающие тайны мира возглашают, что творение и уничтожение происходит постоянно. Тела всех существ подвергаются изменениям под влиянием могущественного потока времени.

Я поведал тебе о четырех типах уничтожения: постоянное (нитья), периодическое (наймитика), элементарное (пракрита) и окончательное (атьянтика).