Деления творения

Майтрея сказал: «Брахма после исчезновения Бхагавана занялся подвижничеством и совершал его в течение ста небесных лет. Затем Брахма увидел, что лотос, в котором он находился, и вода, на которой лотос плавал, задрожали из-за сильного ветра. Благодаря длительному подвижничеству и божественному знанию (атма-видьё) Брахма достиг совершенства в практическом знании, поэтому он смог поглотить весь воздух вместе с водой. Затем Брахма увидел, что стебель лотоса, на котором он находился, простирался через всю вселенную, и он стал размышлять, как сотворить планеты, которые были растворены в этом лотосе.

Семя всех планет вселенной было вложено в лотос, на котором сидел Брахма. Все планеты и существа были уже произведены Господом и находились в состоянии семени.

Брахма лишь распространил и взрастил те семена. Истинное сотворение называется сарга, а творение Брахмы называется висарга.

Брахма вошел в бутон лотоса, и когда тот разросся по всей вселенной, он разделил его на три мира и позднее – на четырнадцать планетарных систем.

Высочайшие Махар-, Тапа-, Сатья- и Брахма-лока не уничтожаются в конце каждой кальпы из-за того, что их жители возносят преданное служение Господу. Их обитатели живут две парардхи, после чего освобождаются от уз материального мира».

Видура спросил: «Милостиво опиши мне время, являющееся другой формой Верховного Господа, превосходного актера. Каковы признаки вечного времени?»

Майтрея сказал: «Вечное время (кала) – причина взаимодействия трех гун материальной природы. Оно неизменно и бесконечно и действует как орудие Всевышнего ради Его игр в материальном мире.

Космическое проявление отделено от Верховного Господа временем, которое является безличным непроявленным аспектом Господа. Оно становится объективным проявлением Господа под влиянием той же материальной энергии Вишну. Космическое проявление, как оно есть теперь, было таким же в прошлом и будет таким же в будущем.

Существует девять видов творения и еще одно, которое происходит вследствие взаимодействия гун. Есть три вида уничтожения: из-за вечного времени (кала), материальных элементов (дравья) и качества работы (гуна).

Три вида уничтожения:

  1. кала, или нитъя, – из-за назначенного срока уничтожения вселенной;

  2. дравья – из-за огня, который исходит изо рта Ананты;

  3. пракритика – из-за качества действий и взаимодействий. Эти виды пралайи описываются в Двенадцатой Песне.

На первом из девяти этапов творения создается махат-таттва – всеобщность материальных элементов, в которых произошло взаимодействие гун природы из-за присутствия Господа.

На втором этапе возникает ложное эго (аханкара) – в нем возникли материальные составные части (дравья), материальное знание (джнана) и материальные действия (крия).

На третьем этапе творения создаются объекты чувственного восприятия, которые в свою очередь порождают материальные элементы.

На четвертом этапе творения возникает способность к познанию и способность действовать.

Пятое творение – это сотворение контролирующих божеств, осуществленное посредством взаимодействия гуны добродетели (вайкарика) и ума.

Шестое творение – это темнота невежества, покрывающая воплощенных существ; из-за ее влияния разумный действует как глупец.

Все сотворенное, описанное выше, является творением внешней энергии Господа. Далее я поведаю о творении Брахмы, олицетворения гуны страсти.

Вайкрита-творение (то есть вторичное творение)

Седьмое творение – творение неподвижных существ:

  • плодовые растения без цветов;

  • деревья и растения, существующие до тех пор, пока плод не созреет;

  • ползучие растения;

  • полые внутри растения (например, бамбук);

  • ползучие растения, не имеющие опоры;

  • деревья с цветами и фруктами.

Все неподвижные деревья и растения ищут своего пропитания вверху. Они почти бессознательны, но могут чувствовать боль.

Восьмое творение – творение двадцати восьми низших видов жизни; они все находятся в невежестве (тамасе). Они знают, что им желанно, благодаря обонянию, но разум у них не развит.

Парнокопытные:

1. Корова. 2. Коза. 3. Буйвол. 4. Пятнистый олень (кришнасара). 5. Свинья. 6. Гавайя (вид быков). 7. Олень. 8. Овца. 9. Верблюд.

Однокопытные:

10. Осел. 11. Лошадь. 12. Мул. 13. Гопра (вид оленей). 14. Сарабха (вид волов). 15. Дикая корова.

Имеющие пять когтей:

16. Собака. 17. Шакал. 18. Тигр. 19. Лиса. 20. Кошка. 21. Кролик. 22. Дикобраз. 23. Лев. 24. Обезьяна. 25. Слон. 26. Черепаха. 27. Крокодил. 28. Животные, живущие в воде, и птицы.

Девятый этап творения – сотворение людей. Среди человеческих существ господствует влияние гуны раджас. Человеческие существа всегда беспокойны и заняты деятельностью. Они считают себя счастливыми во всех отношениях, хотя их жизнь полна несчастий.

Эти последние три творения и творение полубогов (десятое творение) называется вайкрита-творение, оно отлично от предыдущего пракрита-творения (творения природы). Появление Ку-маров – это частично вайкрита- и частично пракрита-творение.

Творение полубогов делится на восемь видов:

  1. Полубоги (вибудха).

  2. Предки (питри).

  3. Демоны (асуры).

  4. Гандхарвы и апсары, или ангелы.

  5. Сиддхи, чараны и видьядхары.

  6. Якшасы и ракшасы.

  7. Бхуты (джины), прета (злые духи), пишачи (бесы).

  8. Киннары (сверхчеловеческие существа), кимпуруши, ашвамукхи и другие».