Добро и зло

Уддхава сказал: «Ты сам говорил в Ведах, что нужно постоянно различать между добром и злом; а сейчас ты сам говоришь, что разговор об этом – занятие напрасное. Молю тебя, объясни это противоречие».

Господь Кришна сказал: «Мною были начертаны три пути йоги (единства со мной) – джняна, карма и бхакти. Джняна подходит для того, кто не заинтересован в обрядах. Карма-йога для тех, в ком есть вера. Тот, в ком пробудился вкус к слушанию рассказов обо Мне и прославлению Меня, становится преданным.

Пока у человека сохраняется желание чувственных удовольствий, и пока в нем не развился исключительный вкус к рассказам обо Мне и прославлению Меня, ему нужно продолжать выполнять свои обязанности, как то повелевают писания. Со временем его сердце очистится, и в нем пробудится мудрость и самоотверженность. Но даже пока человек выполняет свои обязанности, он должен отвращать свой ум от чувственных удовольствий, пусть это даже будут райские наслаждения. Если он стремится к рождению на небесах, в аду или даже в этом мире, он будет привязан к воплощению и окажется вне духовного пути. Но если человек достиг земного рождения, получил благословения гуру и Мое благословение и при этом не сделал попыток пересечь океан рождения и смерти, он совершает самоубийство.

Когда обязанности человека отброшены прочь, ему следует научиться искусству сосредоточения и медитации. Он может воспользоваться методом умиротворения, но в то же время контролировать прану, свои чувства и взращивать благость (саттву). Но человек никогда не должен позволять разуму действовать бесконтрольно. Опытный наездник, желающий обуздать строптивую лошадь, сначала позволяет лошади скакать по ее собственному пути и затем, натянув удила, постепенно направляет лошадь на желаемый путь. Путем размышления о процессах эволюции и инволюции, разум отвращается от своей порочности. Как только сосредоточенность достигнута, нужно заняться исследованием «я» или поклонением Мне.

Если йог совершит по небрежности какой-то грех, он должен искупить его только выполнением йоги. Целенаправленное следование избранному человеком пути является добродетелью. Уклонение от него считается недостатком или ошибкой. Тот, кто развил вкус к Моим рассказам, но по-прежнему стремится к удовольствию, должен поклоняться Мне и наслаждаться чувственными удовольствиями, в то же время осуждая их как источники боли. Я присутствую в сердце такого человека, и Я удалю ради него все препятствия. Все желания, что обитают в его сердце, исчезнут. Когда он видит Меня, тогда узел невежества разрезается, и вся его карма и сомнения разрушаются.

Те, кто предан Мне, не желают более ничего, даже освобождения, которое Я с радостью им дарую. Тот, кто следует путем, описанным выше, вскоре достигнет высшего Брахмана».