Джнана-йога

Господь Кришна продолжал: «Мудрый человек, понимающий, что только единство всего является истиной, не должен никого на свете ни хвалить, ни осуждать. Различие является результатом того, что душа спит, или результатом невежества! Это долгий сон. Когда подобное случается, что есть добро, и что есть зло? Что бы ни описывала речь, о чем бы ни помышлял разум – все это будет ложным».

Уддхава почтительно спросил: «О, Господь, каково же тогда существо, которое переселяется?»

Господь Кришна ответил: «До тех пор, пока спящая душа видит во сне этот мир, полный противоречий, и вовлекается в чувства и их предметы, а также в разум и его разновидности, ей снится, что она входит и выходит из воплощения. Воплощенная душа, которая отождествляет себя с телом, чувствами, жизненной силой и разумом, – это джива. И именно трансцендентная душа в ее непросветленном состоянии испытывает горе и иные чувства, тогда как в действительности она не подвергается такому горю. Когда человек развивает четкое различение, в свете которого понимает полное отсутствие вовлеченности «я» в изменения, которым подвергаются тело и материальный мир, он освобождается от ограничений и заблуждений и странствует по миру, избавленный от всех страстей и горестей.

Двойственность несостоятельна. Лишь Я существовал до творения и буду существовать после его исчезновения; следовательно, только Я существую даже сейчас, в любых мыслимых формах и под любыми мыслимыми именами. Золото – всегда золото, как до, так и после превращения в то, что называется украшением, ибо любое золотое украшение – это всего лишь золото. Следовательно, нужно развивать самое отчетливое различение или понимание, с помощью которого человек способен подняться над туманом двойственностей и погрузиться в вечный свет самопознания. Естественно, что до этого момента пребывающая в заблуждении душа будет претерпевать переселение в различных телах. Ничего, кроме совершенства, которое есть осознавание себя или единства, не может даровать тебе освобождения. Пока это не достигнуто, похотливые и иные плотские желания, являющиеся плодами различия, будут возвращаться снова и снова, как болезнь, которую лечили неподходящими средствами.

Если йог, стремящийся к совершенству, испытывает трудности на пути йоги, он должен преодолеть их: одни с помощью сосредоточения, другие посредством поз йоги, выполняемых с внутренним сосредоточением; иные трудности устраняются с помощью аскетизма, магических растений или повторения мантр, иные через поклонение Мне и воспевание Моих святых имен и славы Мне; есть и такие, что исчезают посредством преданного служения учителям йоги. Тот, кто занимается йогой, уповая на Меня, никогда не будет ввергнут в заблуждения препятствиями, но вскоре достигнет просветления».