Элементы материального творения

Уддхава спросил: «О, Господь, сколько фундаментальных принципов сокрыто в истине? Ты сам назвал двадцать восемь. Другие мудрецы называют иное число. Кто здесь прав, а кто ошибается?»

Господь Кришна ответил: «Все, что сказали в этой связи святые, поддерживается разумом и потому справедливо! Ибо различные мудрецы проанализировали их различными способами. Но они все занимаются словесной перепалкой, говоря друг другу: «Я прав, а ты нет», ибо эти принципы, которые являются ничем иным, как проявлением Моей природы или силы, в сути своей лежат вне пределов их понимания. Всякое следствие сокрыто внутри причины и наоборот, и отсюда каждый решает, что он примет в качестве фундаментального принципа, а что является следствием или вторичным принципом. Это порождает различие в описаниях, что является разумным. Только когда подчинишь чувства и установишь контроль над умом, сможешь осознать истину, касающуюся этих принципов.

Некоторые мудрецы чувствуют, что индивидуальная душа не способна освободить себя, и потому вводят другую категорию, называемую Богом; иные считают, что различие между душой и Богом произвольно, а Бог как раз и является тем, что по ошибке принимают за душу, и потому любая дополнительная категория не имеет гарантий. Вот и получается, что согласно одним число категорий равно двадцати шести, а у других их двадцать пять.

Когда Я назвал двадцать восемь категорий, Я взял гуны по отдельности; но иные мудрецы сочли это излишним после того, как была упомянута пракрити, и у них получилось двадцать пять категорий. Другие сократили весь список до семи: пять элементов, сознание (душа) и субстрат для них всех. Некоторые сократили список до шести: пять элементов и сознание (или высшее существо). Иные опустили пространство и воздух и свели число категорий всего лишь к четырем.

Есть мудрецы, которые принимают список из семнадцати категорий: элементы, чувства, разум и атман. Другие опускают разум, который включается ими в атман, и потому описывают шестнадцать категорий. Некоторые признают тринадцать категорий: пять элементов, пять чувств, разум, джива и Высший Дух. Есть и такие, которые считают, что разум и джива должны быть включены в высший дух, принимая лишь одиннадцать категорий. Существует еще одна классификация, которая допускает лишь девять категорий: пять элементов, разум, интеллект, эго и сознание. Таким образом, все эти исчисления являются ценными и разумными. Подобное различие школ мысли не говорит о дурных качествах мудрых и образованных людей.

Господь Кришна продолжал: «Когда нарушено равновесие трех гун, возникает различие и вместе с ним восприятие этого различия. Какими бы бесконечными ни были его оттенки, мы видим, что оно распадается на три категории: адхьятма, адхиб-хута и адхидайва. Возьмем, к примеру, чувство зрения: сама эта способность есть адхьятма, цвет предмета – это адхибхута, а познавательный принцип, который связывает одно с другим, – это адхидайва. То же происходит и с другими аспектами человеческой личности. Атман сам по себе является сознанием, субстанцией всего остального. Напрасные споры о том, существует ли Атман независимо от всего остального или нет, не прекратятся до тех пор, пока спорящие будут отворачиваться от Меня – их собственного Я».

Уддхава спросил: «Прошу Тебя, расскажи мне, как вездесущий Атман входит и выходит из всех тел человека».

Господь Кришна продолжал: «Не что иное, как разум дживы перемещается из одного тела в другое. Для полного отождествления с новым телом – что и составляет его рождение – он полностью забывает старое. Полное прекращение отождествления с телом (для исчерпывания кармы, связанной с ним) означает смерть тела. Когда происходит рождение, в действие вступает только что описанное тройственное различие, а вслед за ним – восприятие и ощущение различия. На самом деле, люди постоянно проходят через рождение и смерть, но из-за быстроты и неуловимости времени, это не так ощущается.

Как пламя свечи постоянно обновляется, и воды потока непрестанно меняются – однако, люди воспринимают их как все то же пламя и тот же поток – то же происходит и с телом. Опять-таки, джива не рождается и не умирает: огонь существует всегда, хотя он кажется появляющимся и исчезающим. Зачатие, вынашивание плода, рождение, младенчество, детство, юность, средний возраст, старость и смерть являются девятью этапами человеческой жизни.

Тот, кто полностью отождествляет себя с телом, испытывает боль, удовольствие и иные ощущения; он впадает в заблуждение и крутится в колесе кармы. Если он развивал в себе гуну благости (саттву), то по выходе из тела он отправляется в обитель богов; раджас приводит его к новому человеческому рождению, а тамас – в область духов или существ, стоящих ниже человека. Все это является результатом привязанностей тела. Следовательно, мудрый человек должен вырваться из заблуждения, и что бы ни случилось с его телом, каким бы страданиям оно ни подвергалось, он должен оставаться полностью безразличным и не реагировать на это».