Философия санкхйи

Господь Кришна продолжал: «Теперь Я изложу тебе такое знание, которое полностью освобождает человека от невежества, заблуждения и страдания.

Перед этим творением существовал лишь один абсолютный Брахман. В этом безграничном Существе возникла загадочная майя, потенциально обладающая двойственностью. Двойственность эта сделалась очевидной с появлением пракрити (природы), которая подразделилась на причину, следствие и пурушу (сознание). В качестве времени, Я продолжал нарушать равновесие пракрити, отчего возникли три гуны: саттва, раджас и тамас. Из них развился космический Атман (обладающий потенциальной способностью к проявлению множественности) и махат (космический разум). Из махата появилась ахамкара (космическое чувство эго), которое разделилось на три: сатвическое, раджасическое и тамасическое.

Из сатвической ахамкары произошли божества, из раджаси-ческой ахамкары произошли чувства, а из тамасической ахамкары возникли основные элементы. Эта ахамкара, таким образом, считалась одновременно духовной и материальной и была звеном между двумя названными.

Все это вместе создало космическое яйцо, которое покоилось на космических водах. Из него появился Я в облике Нараяны. Из Моего пупка родился творец Брахма. Он создал Вселенную в трех сферах: бхур-лока (Земля и подземные области), бхувар-лока (промежуточное пространство) и свар-лока (небесные сферы). В этих сферах люди и существа, стоящие выше и ниже людей, отрабатывают свою карму. Над свар-локой располагаются Махар, Джана, тапа- и сатья-локи, достичь которых можно посредством йоги, аскетизма и отречения. За ними находится Моя обитель, которой можно достичь исключительно преданностью.

Творение во всей его полноте есть проявление первоматерии (пракрити) и Духа (пуруши), ибо только они существовали до того, как творение началось, и только они останутся после его исчезновения. Следовательно, истина заключается в том, что даже сейчас существуют только они. Когда наступает время для распада творения, все живое входит в землю, земля растворяется в воде, вода смешивается с огнем, огонь – с воздухом, и воздух исчезает в пространстве – каждый элемент сообразно своему естественному свойству. Следствия погружаются в их первопричину. Значит, все они растворяются в ахамкаре, ахамкара – в махат-татве, махат-татва (как три гуны) – в пракрити, пракрити и пуруша смешиваются в космической личности, управителе майи, и все они впоследствии смешиваются во Мне. Знания санкхьи, поведанное Мною, уничтожает сомнение и заблуждение – основные причины несчастья».