Господь нисходит в лоно Деваки

В союзе с Магадхами (народом, населявшем древний Бихар), а также с помощью демонов Праламбы, Баки, Чануры, Тринаварты, Агхи, Маштики, Аришты, Дривиды, Путаны, Кеши, Денуки, Ваны, Бхаумы и других асуров, Канса жестоко преследовал ядавов. И те бежали в царства Куру, Панчалу, Кекайю, Шалву, Видарбху, Ни-шадху Видеху и Каушалу. Только немногие остались на месте, и они стали следовать повелениям Кансы.

Шесть сыновей Деваки были убиты Кансой один за другим.

И вот в лоне Деваки появился седьмой, тот, в котором обитал Вишну, и кого они назвали Анантой. Это причиняло родителям одновременно радость и горе.

Вишну, Высшая Душа всех существ, знал о страдании Своих последователей-ядавов от рук Кансы. Он призвал Йога Майю и дал ей следующие распоряжения: «О, благословенная Богиня! Ступай во Враджу, чьим украшением служат коровы и пастухи-гопа.

Слово Го обычно означает корову, Па – хранителя, поэтому гопа – это пастух. Враджа или Гокула – это главный город Нанды, царя племени гопа.

В Гокуле, в царстве Нанды, живет жена Васудевы – Рохини. В ужасе перед Кансой остальные жены Васудевы попрятались в других местах. Дитя, что в лоне Деваки, это Мое частичное проявление, Ананта Шеша. Забери его оттуда и помести в лоно Рохини. А сам Я стану сыном Деваки, в качестве части Самого Себя. Ты же будешь рождена Яшодой, женой Нанды. Люди будут поклоняться тебе, воскурят благовония, принесут подарки и жертвы как той, кто исполняет все желания и мольбы. Они будут повторять твои имена и построят во имя твое храмы на Земле. Дурга, Бхадракали, Виджайя, Вайшнави, Кумуда, Чандика, Кришна, Мадхави, Каньяка, Майя, Нараяни, Ишани, Шарада и Амбика – вот имена, которыми они тебя назовут. Так как ты осуществишь перенос дитя (санкаршану), оно будет называться Санкаршаной. Из-за его привлекательности (рамана) его назовут Рамой, из-за необычайной силы (бала) назовут Балой».

«Да будет так!» – произнесла Бхагавати и исполнила повеления Господа. Она перенесла дитя из лона Деваки в лоно Рохини, наведя йогический сон на них. А люди подумали, что у Деваки случился выкидыш.

Тогда Всемогущий Господь, Высшая Душа Вселенной, устранитель всех страхов Своих приверженцев, вошел в ум Васудевы всей Своей божественной энергией. Васудева стал сияющим, как Солнце. Деваки также воссияла, неся в своем уме Господа Ачьюту точно как Восток несет Луну. Великая праведница, заточенная в тюремную камеру, не могла порадовать других, как спрятанный огонь не может согреть, или как мудрец, который хранит всю свою мудрость для себя.

Канса заметил необычное свечение вокруг своей сестры, чего он никогда раньше не видел. И он воскликнул: «Несомненно, в этом лоне нарождается Хари, тот, кто отнимет у меня жизнь! Как же мне теперь поступить? Он приступает к Своему делу, и вся Его энергия будет направлена на то, чтобы погубить меня. Должен ли я убить свою сестру? Но убийство беременной женщины, собственной сестры, лишит меня славы, богатства и самой жизни. Человек, совершивший столь отвратительный поступок, умирает еще при жизни. Люди проклинают его, а после смерти он попадает в царство абсолютной тьмы».

Так Канса сам себя уговорил воздержаться от насилия и с горьким чувством стал ждать того момента, когда должен был родиться Хари. Но что бы он ни делал, сидел или лежал, ел или гулял, он думал о Вишну и видел Его повсюду во Вселенной.

Брахма, Шива, небесные мудрецы и боги преклонились пред Вишну, заключенным в лоно Деваки: «Ты воплощение Истины, и истина – единственное средство для достижения Истины. Ты существуешь до, после и во время творения. Ты причина Вселенной, основа Вселенной, Ты ее единственная Реальность. Ты, от кого исходят все истинные откровения и истинное восприятие, Сама Истина, и мы прибегаем к Твоему покровительству.

Древо первоначальной Души стоит на поле Пракрити. Его плоды – горе и радость. Три гуны (саттва, раджас и тамас) – это три его корня. Дхарма (средства достижения объектов), артха (объекты), кама (желания) и мокша (свобода от желаний) – являются четырьмя составными частями его сока, пять чувств – это источники его восприятия, шесть оболочек формируют его основные черты, семь элементов физического тела (дхаты) образуют его кожу, пять первоэлементов, ум (манас), разум (буддхи) и эгоизм (аханкара) – это восемь его ветвей, девять отверстий – это его отверстия, десять пран, или жизненных сил, – его листья, а индивидуальная душа и Высшая Душа – это две птицы, сидящие на том древе. Ты – единый корень того древа, в Тебе оно завершается, Тобою хранится. Люди, введенные в заблуждение Твоей Майей, видят множество форм вместо Твоего реального Я, но это не относится к мудрым. Ты есть само сознание. На благо мира Ты принимаешь формы, образованные из чистой благости, они приносят радость всем добрым людям и горе злым.

О Лотосоокий, Ты обитель добродетели. Твои приверженцы, концентрируя ум на Тебе и припадая к Твоим стопам, которые служат им лодкой, с легкостью преодолевают этот океан повторных рождений (сансару).

О, Самопроявленный! Океан повторных рождений, огромный и непреодолимый для других, расступается перед Твоими приверженцами, стоит Тебе только прикоснуться к нему лодкой Своих стоп. И потому они переправляются сами, вовсе без лодок, оставив их для других существ, ибо испытывают безграничное сострадание к ним.

То есть Твои приверженцы прокладывают путь Бхакти. Шридхара.

Есть еще такие (следующие по пути мудрости), кто полагают себя освобожденными (муктами). Но их интеллект загрязнен, так как они не имеют преданности Тебе. Аскетическим подвигом они поднимаются к обители Всевышнего и почти достигают ее, но, не справившись с препятствиями, падают, пренебрегая Твоими стопами.

Твои же приверженцы, о Мадхава, никогда не свернут с Твоего пути, ибо испытывают привязанность к Тебе, и Ты оберегаешь их. А потому они бесстрашно переступают через головы сонмов винаяков.

Винаяки – это сущности, которые чинят препятствия всем добрым начинаниям.

Тело Твое – чистая благость, и Ты принимаешь его для сохранения Вселенной. Для воплощенных существ это тело становится средством достижения желанных благ. Именно благодаря этому телу люди могут поклоняться Тебе посредством изучения Вед, религиозных обрядов, крийя йоги, подвижничества и медитации.

Не может быть никакого поклонения, если не принято никакого тела. А потому не может быть и никакого достижения плодов Кармы. Шридхара.

Если бы это Твое духовное тело не существовало, было бы невозможно прямое восприятие Тебя. Ибо посредством Твоего проявления в материальном мире, мысль может наконец достичь Тебя. Ты не связан гунами материальной природы, но они Тобой проявляются.

Посредством преданности Господу, исполненному чистой благости, ум обретает качество благости и лучезарности. И тогда, по милости Вишну, случается прямое восприятие, т.е. форма является не объектом прямого восприятия, а средством прямого восприятия. Но эти формы служат только цели преданности. Пуруша не может быть познан посредством этих форм. Отсюда и следующая шлока. Шридхара.

Твое имя (нама) и Твоя форма (рупа), Твои атрибуты, рождения и дела не могут быть познаны. Ты свидетель всего, и путь Твой превыше постижения ума и всех описаний. И все же, делами преданности Твои приверженцы осознают Тебя. Слыша о Тебе, воспевая Тебя, побуждая других вспоминать о Тебе и медитируя на Твоих благословенных имени и форме в процессе религиозных практик, человек сосредоточивает свой ум на Твоих лотосных стопах и этим избегает следующего рождения.

Благодаря Твоему рождению Земля избавится от бремени. Следы стоп Твоих уже украшали ее. Небеса и Земля выглядят осчастливленными Тобой.

Что еще могло бы послужить причиной Твоего рождения, как не Твоя воля, ибо даже рождение, жизнь и смерть воплощенных душ являются иллюзией, вызванной неведением о Тебе.

Ты воплощаешься как Матсья, Курма, Нрисимха, Вараха, Хамса, а также как царь Рама, брахман и мудрец. Как ты хранишь нас и хранишь эти Три Мира (Трилоку), так же Ты устранишь бремя Земли. Наше приветствие – Тебе.

О мать Деваки, в лоне Твоем находится Сам Великий Господь во благо нам. Не бойся теперь Кансы, его погибель близка. Сын Твой станет Спасителем ядавов».

Воздав таким образом почести Господу, боги удалились.