История Аджамилы

Парикшит спросил у Шукадевы о том, что надо делать, чтобы не попасть в ад.

Шукадева ответил: «Если человек совершал неправедные поступки словами, умом и телом и не искуплял действиями, предписанными в Ману-самхите и других дхарма-шастрах, он несомненно попадет в ад после смерти и будет мучиться там. Надо искуплять грехи». Парикшит сказал: «Человек знает, что греховные действия губительны для него, ибо они наказуемы государством и ввергают в ад. Но несмотря на такое знание, он совершает грехи снова и снова, даже после покаяния и выполнения искупляющих действий (праяшчита). Какова ценность такого искупления? Я считаю, что искупление повторяющихся грехов бесполезно».

В некоторых религиозных системах человек приходит к священнику, чтобы исповедоваться в грехах и покаяться, но затем он снова совершает этот же грех и снова исповедуется в нем. Это является практикой «профессиональных» грешников. (Ш.П.)

Шукадева сказал: «Нельзя ритуальными действиями освободиться от склонности к порочным действиям. Пока человек не избавится от невежества, попытки противодействовать действиям другими действиями бесполезны, ибо это не искореняет желание. Только совершенное знание приводит к истинному искуплению. Совершенное знание заключается в преданности Господу.

Если человек следует закону знания, он постепенно освободится от скверны. Только очень немногие, принявшие чистое преданное служение Господу, могут навсегда искоренить сорняки грехов. Если грешник служит чистому преданному Господа и учится посвящать свою жизнь Богу, он может очиститься. Нельзя полностью очиститься, выполняя аскезы, епитимьи, брахмача-рью и другие виды искупления.

Путь преданного служения – самый благодатный путь. Даже не познав Кришну, человек, предавшийся Его лотосным стопам и возлюбивший Его имя, образ и игры, совершенно освобождается от всех последствий грехов, ибо он выполняет истинное искупление.

Так ведическая литература делает заключение, что преданное служение важнее ритуалов во искупление (карма-канды) и культивирования знаний (джнана-канды).

В этой связи просветленные мудрецы рассказывают древнейшую историю об Аджамиле и о беседе между слугами Вишну и слугами Ямараджа.

В городе Каньякубджа жил брахман по имени Аджамила. Он женился на блуднице и потерял все брахманические качества из-за связи с этой низкой женщиной. Для того чтобы поддержать семью и заработать денег, он пользовался незаконными способами. К старости у него было десять сыновей, младшего из них звали Нараяна. Когда подошла смерть, Аджамила начал сосредоточенно думать о своем сыне Нараяне. В последние минуты жизни Аджамила увидел трех существ, имеющих ужасные тела и жуткие искривленные лица. Они приблизились к Аджамиле с веревками в руках, чтобы забрать его в обитель Ямы. Когда Аджамила увидел их, он очень испугался и начал громко звать своего сына, игравшего неподалеку. Таким образом, он произносил святое имя Нараяны со слезами на глазах. Когда Вишнудуты, слуги Вишну, услышали имя своего владыки, произнесенное умирающим Аджамилой, они сразу появились перед ним и запретили слугам Ямараджа забирать душу Аджамилы.

Посланники Ямы, ссылаясь на закон кармы, поведали слугам Вишну о жизни Аджамилы: «В молодости Аджамила был благочестивым брахманом. Он изучал ведическую литературу, выполнял предписания шастр, был смиренен, милостив и правдив. Он почитал духовного учителя и обуздывал чувства и ум. Однажды Аджамила по велению отца отправился в лес за фруктами, цветами и травами куша и самит. По дороге домой он встретил шудру, похотливо обнимающего и целующего блудницу. Шудра улыбался, что-то напевал и радовался, как будто его поведение было благопристойным. Оба – и шудра, и блудница – были пьяны. Глаза блудницы закатились от опьянения, и одежды ее упали.

Когда Аджамила увидел ее, похотливое желание, дремлющее в его сердце, пробудилось, и он перестал владеть собой. Насколько возможно он пытался обуздать страсть, но, порабощенный Камадевом, он не смог победить ум. Брахман стал постоянно думать о блуднице, вскоре взял ее в служанки и забыл обо всех правилах поведения для брахманов; он потратил все свое состояние, чтобы насладить распутную женщину.

Есть много примеров в истории, когда даже чистые люди, привязавшись к блуднице, теряли разум, совесть и растрачивали все свои деньги и силы на нее. Поэтому незаконные половые отношения строго запрещаются. Человеку следует довольствоваться своей законной женой, ибо даже малейшая склонность к другой женщине может привести к великому злу. Пища, приготовленная нечистым греховным мужчиной или женщиной, особенно блудницей, очень опасна и заразительна. Аджамила, нарушая все предписания шастр, ел пищу, приготовленную проституткой. (Ш.Б.)