История царя Пуранджаны

sb

Майтрея сказал: Отец Прачетов, царь Прачинабархишат, совершил много материальных ритуальных действий, желая очиститься. Нарада, пришедший во дворец, сказал ему: «О царь, нельзя достичь совершенства ритуалами и обрядами. Материальные действия порождают карму. О царь, посмотри на небо, ты увидишь там животных, которых ты без сострадания принес в жертву. После того, как ты умрешь, эти животные искромсают твое тело своими железными рогами. Единственный путь освобождения заключается в познании себя». И Нарада рассказал древнейшую историю о царе Пуранджане:

Некогда жил царь по имени Пуранджана. У него был друг, именуемый Авиджната (неизвестный). Никто не ведал о действиях Авиджната. Однажды Пуранджана решил найти подходящее место для жилья и стал путешествовать по всему миру, но так и не нашел подходящей обители. Царь имел неограниченное стремление к чувственному наслаждению, поэтому он искал место по всему миру, где бы все его желания осуществились.

Однажды он увидел на южном склоне Гималаев в месте, называемом Бхарата-варша (Индия), город, имеющий девять врат. В одном из парков он встретился с прекрасной юной девушкой, окруженной десятью слугами, каждый из которых имел сотни жен. Со всех сторон девушку охранял пятиглавый змей. Эта девушка казалась очень обеспокоенной поисками подходящего мужа. Пуранджана спросил, кто она.

Девушка ответила: «О величайший из людей, я не знаю, кто ты и кто я. Я не знаю, кто сотворил нас. Я знаю единственное, что я существую. Я даже не знаю, кто создал эту прекрасную обитель. Эти мужчины и женщины – мои друзья, а всегда бодрствующий змей защищает этот город, даже когда я сплю. Какое счастье, что ты пришел сюда. Ты желаешь наслаждать свои чувства; я со своими друзьями попытаюсь удовлетворить твои желания как можно лучше. Ты можешь жить в этой обители сто лет и наслаждаться». Пуранджана остался в городе и наслаждался жизнью в течение ста лет.

Из девяти врат города, семь были наверху, а два – под землей. Пять – на восточной стороне (Пурва), одни – на южной (Дакшина), одни – на северной (Уттара) и двое – на западной (Пашчиме). Двое врат – Кхадйота и Авирмукхи – были расположены в одном месте, и Пуранджана пользовался ими, когда отправлялся в город Вибхраджита в сопровождении друга Дью-мана. Врата Налини и Наалини были также расположены вместе. Этими вратами царь пользовался, когда отправлялся в город Саурабха в сопровождении друга по имени Авадхута. Через врата Мукхья царь с двумя друзьями (Расаджна и Випана) отправлялся посетить города Бахудана и Апана. Через южные врата Питриху царь проходил с Шрутадхарой в Дакшину и северные врата Деваху – в Уттара-панчалу. Через западные врата Асури царь отправлялся вместе с Дурмадой в Грамаку, а через другие северные ворота Ниррити с Слибдхакой в Вайшасу.

В городе жили двое слепых – Нирвак и Пешакрит. Царь в их сопровождении передвигался и совершал действия. Иногда царь ходил в свою личную обитель со своим главным слугой (умом] по имени Вишучина. Там он получал моха (заблуждение], праса-да (удовлетворение) и харша (счастье) от своей жены и детей. Так он привязался к действиям ради плодов и полностью попал под влияние беспокойного ума. Он выполнял все желания своей жены. Что бы ни делала царица, он делал то же. Когда царица пела, Пуранджана также пел. Когда царица плакала, он также плакал. Когда ее охватывало горе, он также горевал, и т.д. Он полностью подчинился жене.