Космология: сотворение вселенной

Майтрея сказал: «Всемогущий Господь одновременно вошел в двадцать три элемента вместе с богиней Кали, своей внешней энергией, которая объединила разные элементы (таттвы).

Махат-таттва, ложное эго, звук, осязание, форма, вкус, запах, земля, вода, огонь, воздух, пространство, глаз, ухо, нос, язык, кожа, рука, нога, анус, детородный орган, речь и ум – это двадцать три элемента материального творения.

Когда Верховный Господь вошел в элементы с помощью Своей энергии, все воплощенные существа пробудились к деятельности, как человек приступает к своей работе после пробуждения ото сна. А когда двадцать три основных элемента начали действовать по воле Господа, то стало существовать гигантское вселенское тело Господа, вишва-рупа.

Гигантский вират-пуруша, называемый Хиранмайя, пребывал в течение тысячи божественных лет на водах вселенной (анда-коше), и все индивидуальные существа возлежали с Ним.

Всеобщая энергия махат-таттва в форме гигантской вират-рупы разделилась сама собой в сознание воплощенных существ, действия воплощенных существ и самоотождествление, которые, в свою очередь, разделились на одну, десять или три части соответственно.

Сознание – признак души. Бытие души проявляется в форме сознания, называемом джнана-шакти. Всеобщее сознание – это гигантская вират-рупа, и то же сознание проявляется в индивидуумах. Действия сознания проявляются через воздух жизни, который делится на десять видов – прана, апана,удана, вьяна, самана, а также нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая. Сознание души загрязняется материей – и так возникают различные действия, основанные на ложном эго.

Сознание разделяется в три качества самоотождествления в соответствии с чистотой: адхъятмика (отождествление с телом и умом), адхибхаутика (отождествление с материальными вещами) и адхидайвика (отождествление себя как слуги Господа). Адхидайвика – самоотождествление – начало чистого сознания.

Гигантское вселенское тело Верховного Господа есть первое воплощение и полное проявление Параматмы (Высшей Души). Параматма является душой бесконечного числа воплощенных существ, и в Нем находится вся вселенная. Гигантское вселенское тело представлено тремя, десятью и одной категориями: Он – тело, ум и чувства; Он – активная сила всех действий, осуществляемых посредством десяти видов жизненной энергии и Он – единое сердце, где возникает жизненная энергия».

Движения тела возникают сначала из сердца, и все действия чувств возможны благодаря чувствам, наделенным силой с помощью десяти видов воздуха внутри тела. Десять видов воздуха описываются следующим образом. Основной воздух, проходящий через нос при дыхании, называется прана. Воздух, проходящий через прямую кишку, как телесный воздух, называется апана. Воздух, который регулирует процесс пищеварения в желудке и который иногда звучит как отрыжка, называется самана. Воздух, который проходит через горло, и остановка которого приводит к удушению, называетсяудана. А весь воздух, который циркулирует через все тело, называется въяна. Кроме этих пяти, существуют более тонкие виды воздуха. Воздух, который способствует открыванию глаз, рта и т.д. и называется нага. Воздух, который увеличивает аппетит, называется крикара. Воздух, который помогает открытию рта при зевании, называется девадатта. Тот, который помогает сокращению мышц, называется курма, и воздух, который помогает пищеварению, называется дхананджая.

Все эти праны возникают из центра сердца, которое только одно. Эта энергия является высшей энергией Господа, пребывающего в сердце с душой тела, которая действует под управлением Господа. Если кто-то захочет забыть Господа, Господь выполнит его желание; но тому, кто захочет вспомнить Господа, Он поможет сделать это через процесс буддха-йоги.

Майтрея продолжал: «Теперь услышь, как Всевышний после проявления вселенского тела разделил Себя на множество различных образов полубогов.

Агни, или огонь, отделился от Его рта, и все правители материальных действий (лока-палах) заняли свои соответствующие положения. Посредством этой энергии воплощенные существа говорят. Подобным образом появились все другие полубоги.

От головы вселенского тела появились небесные планеты, от Его ног – земные планеты, а от Его пупа – пространство (кха). На них появились полубоги и прочие существа в соответствии с Гунами. На небесах живут полубоги, рожденные в саттва-гуне, на земле живут люди из-за их раджасичной природы. Спутники Рудры появляются в тамас-гуне. Они пребывают в пространстве между земными планетами и небесными. Изо рта Космического Существа возникли брахманы, от рук – кшатрии, от бедер – вайшьи, а от ног – шудры.

О Видура, кто может оценить или измерить трансцендентное время, действия и силу вселенского тела, проявленного внутренней энергией Бога?»