Краткое описание Махапуруши

Шаунака сказал: «О Сута, ты – лучший из мудрецов, сведущих в тайных тантрических писаниях. Объясни нам процесс крийа-йоги, осуществляемый через поклонение Господу, супругу богини удачи. Поведуй нам о том, как преданные Господа символически раскрывают части Его тела, Его спутников, оружие и украшения. Посредством тантрического богослужения Верховному Господу смертный может достичь бессмертия».

Сута Госвами сказал: «Предложив поклоны моим духовным учителям, я повторю вам описание богатств Верховного Господа Вишну, данное в Ведах и тантрах великими посвященными, начиная с рожденного в лотосе Брахмы. Вселенская форма (вират) Бога включает девять основных элементов творения, начиная с непроявленной природы, и их последующие превращения. Когда Дух побуждает ее действовать, внутри нее становятся видимыми три планетарные системы.

В проявлении Верховного Господа как вселенской формы, Земля является Его стопами, небо – Его пупком, Солнце – Его глазами, ветер – Его ноздрями, Праджапати – Его гениталиями, смерть – Его анусом, и Луна – Его умом. Райские планеты – это Его голова, части света – это Его уши, и полубоги, защищающие разные планеты, – это Его множество рук. Бог смерти является Его бровями, стыд – Его нижней губой, жадность – Его верхней губой, заблуждение – Его улыбкой, и лунный свет – Его зубами, деревья являются волосками на теле Пуруши, и облака – волосами на Его голове.

Точно так же, как можно определить размеры обыкновенного человека в этом мире, измеряя его различные части тела, так и можно определить размеры Махапуруши, измеряя устройство планетарных систем внутри Его вселенской формы. На Своей груди нерожденный Господь носит драгоценный камень Каустубху, который олицетворяет чистое сознание души. Его цветочная гирлянда олицетворяет материальную энергию. Его желтые одежды – это стихотворные ритмы Вед, и Его священный шнур – это слог ом, состоящий из трех звуков. Его серьги символизируют системы санкхйи и йоги, и Его диадема символизирует высшее положение Брахмалоки, дарящей бесстрашие обитателям всех миров. Ананта, место сидения Господа, – это непроявленное состояние протоматерии, и лотосный трон Господа – это гуна благости, наделяющая знанием и праведностью. Булава, которую держит Господь, – это главный элемент, прана, поддерживающий чувственную, умственную и физическую силы.

Его раковина символизирует первоэлемент воды, Его диск Сударшана символизирует первоэлемент огня, и Его меч, чистый, как небо, символизирует первоэлемент эфира. Его щит воплощает гуну невежества, Его лук, под названием Шаринга, символизирует время, и Его колчан, наполненный стрелами, – органы действия. Его стрелы называют чувствами, и Его колесницу активным умом. Движение Его колесницы – это тонкие объекты восприятия, и жесты Его рук — это благословение и защита. Солнечный шар – это место, где поклоняются Верховному Господу, духовное посвящение – это средство очищения для души, и преданное поклонение Богу – это средство для искоренения всех грехов.

Зонтик Господа является Его духовной обителью, Вайкунт-хой, где не существует времени и кармы, и Гаруда, который носит Господа, является тройственной Ведой. Богиня удачи Шри появляется с Ним в этом мире в образе Его внутренней потенции. Вишваксена, главный среди Его личных спутников, известен как олицетворение Панчаратры и других тантр. И восемь привратников Господа, во главе с Нандой, – это Его мистические совершенства, начиная с анимы. Васудева, Санкаршана, Прадйумна и Анируддха – это имена непосредственных проявлений Всевышнего.

Можно воспринимать Бога в состоянии бодрствующего сознания, сна и глубокого сна без сновидений, а также четвертого, трансцендентного уровня сознания, который характеризуется чистым знанием. Господь проявляется в четырех экспансиях, каждая из которых олицетворяет главные части Его тела, второстепенные части тела, оружие и украшения. Посредством этих разных отличительных черт Господь поддерживает четыре состояния существования».

Шаунака сказал: «Опиши нам различные группы отличительных черт и спутников, которые бог Солнца демонстрирует в течение каждого месяца, вместе с их именами и деятельностью. Спутники бога Солнца, которые служат их господину, – это экспансии Бога в его проявлении правящего божества Солнца». Сута сказал: «Солнце странствует между всеми планетами и таким образом управляет их движением. Оно было создано Господом Вишну, Высшей Душой всех воплощенных существ, посредством Его безначальной материальной энергии. Бог Солнца, будучи не отличным от Господа, является единой душой всех мирон и их изначальным создателем. Он – источник всех обрядов, предписанных в Ведах, и Ему дано много имен ведическими мудрецами.

Господь, источник материальной энергии, в Своей ипостаси бога Солнца описывается в десяти формах: время, место, усилие, исполнитель, инструмент, обряд, писание, принадлежности поклонения и результат, который будет достигнут. Ради помощи миру и управления миром Господь принимает образ времени и двигается через двенадцать месяцев, начиная с Мадху. Существуют различные группы из шести спутников, путешествующих с богом Солнца в каждый из двенадцати месяцев.

Дхата в качестве бога Солнца, Критастхали в качестве апсары, Хети в качестве ракшаса, Васуки в качестве Наги, Ратхакрит в качестве Йакши, Пуластйа в качестве мудреца и Тумбуру в качестве гандхарвы правят месяцем Мадху.

Арйама, как бог Солнца, Пулаха как мудрец, Атхауджа как Йакша, Прахети как ракшас, Пунджикастхали как апсара, Нарада как Гандхарва, и Каччханира как Нага, правят месяцем Мадхава.

Митра в качестве бога Солнца, Атри в качестве мудреца, Паурушейа в качестве ракшаса, Такшака в качестве Наги, Менака в качестве апсары, Хаха в качестве гандхарвы и Ратхасвана в качестве Йакши правят месяцем Шукра.

Васиштха как мудрец, Варуна как бог Солнца, Рамбха как апсара, Сахаджанйа как ракшас, Хуху как Гандхарва, Шукра как Нага и Читрасвана как Йакша правят месяцем Шучи.

Индра как бог Солнца, Вишвавасу как Гандхарва, Шрота как Йакша, Елапатра как Нага, Ангира как мудрец, Прамлоча как апсара и Варйа как ракшас правят месяцем Набхас.

Вивасван как бог Солнца, Уграсена как Гандхарва, Вйагхра как ракшас, Асарана как Йакша, Бхригу как мудрец, Анумлоча как апсара и Шанкхапала как Нага правят месяцем Набхасйа.

Пуша как бог Солнца, Дхананджайа как Нага, Вата как ракшас, Сушена как Гандхарва, Суручи как Йакша, Гхритачи как апсара и Гаутама как мудрец, правят месяцем Тапас.

Риту как Йакша, Варча как ракшас, Бхарадваджа как мудрец, Парджанйа как бог Солнца, Сенаджит как апсара, Вишва как Гандхарва и Аиравата как Нага правят месяцем, известным как Тапасйа.

Амшу как бог Солнца, Кашйапа как мудрец, Таркшйа как Йакша, Ритасена как Гандхарва, Урваши как апсара, Видйуччхатру как ракшас и Махашанкха как Нага правят месяцем Сахас.

Бхага как бог Солнца, Спхурджа как ракшас, Ариштанеми как Гандхарва, Урна как Йакша, Айур как мудрец, Каркотака как Нага и Пурвачитти как апсара, правят месяцем Пушйа.

Твашта как бог Солнца; Джамадагни, сын Ричики, как мудрец, Камбалашва как Нага, Тилоттама как апсара, Брахмапета как ракшас, Шатаджит как Йакша и Дхритараштра как Гандхарва поддерживают месяц Иша.

Вишну как бог Солнца, Ашватара как Нага, Рамбха как апсара, Сурйаварча как Гандхарва, Сатйаджит как Йакша, Вишвамитра как мудрец и Макхапета как ракшас правят месяцем Урджа.

Все эти личности являются экспансиями Всевышнего Господа в форме бога Солнца. Эти божества уносят всю плохую карму у тех, кто вспоминает их каждый день на рассвете и на закате. Так в течение двенадцати месяцев господь Солнца путешествует по всем частям света со своими шестью типами спутников, распространяя обитателям этой вселенной свет и чистоту сознания.

Пока мудрецы прославляют бога Солнца гимнами из Сама, Риг и Яджур Вед, что раскрывают его сущность, гандхарвы также поют свои восхваления, и апсары танцуют перед его колесницей. Наги приводят в порядок бразды колесницы, и Якши правят ее лошадьми, а могучие ракшасы толкают колесницу сзади. Снаружи колесницы, прямо перед ней, путешествуют шестьдесят тысяч мудрецов-брахманов, известных как Валакхилйи, и они возносят молитвы и поют мантры всемогущему богу Солнца».