Кришна объясняет йогу

Уддхава сказал: «Веда предписывает множество путей, и ты начертал путь преданности. Прошу тебя, скажи: является ли один из них выше другого, либо каждый предназначен для определенного типа ищущего?»

Господь Кришна сказал: «В начале этой эпохи Я передал Веды Браме. Он передал их великим мудрецам, от которых их повсеместно получили люди. Однако люди истолковали их в своем собственном свете. Веды описывают различные пути к освобождению. Одни настаивают на том, что это дхарма, другие считают, что это должна быть слава, желание, истина, самоконтроль, спокойствие, корыстные устремления, управление другими, отречение, самопожертвование, аскетизм, благие дела, обеты и добродетельные качества.

Все эти практические пути обусловлены, значит, те, кто идут по ним, невежественны и глупы, и благо, которое они могут сотворить, незначительно и недолговечно. Без преданности Мне, ни один из этих путей вообще не имеет какой-либо ценности. Тот, кто предан Мне, обнаруживает, что благодать изливается на него со всех сторон. Тот, кто предложил Мне свое сердце, более не жаждет ничего. Более того, Я сам бегу вслед за этим преданным, чтобы прах с его ног мог Меня очистить. Ум человека, который сосредоточен на мирских предметах, становится привязанным к ним; ум Моего преданного сосредотачивается на Мне».

Уддхава взмолился: «Умоляю, опиши, как следует медитировать на Тебя».

Господь Кришна сказал: «Мой преданный должен выбрать место, не высокое и не низкое, и сесть там в удобной позе, поместив руки на колени, держа тело прямо и направив пристальный взгляд на кончик своего носа. Затем он должен очистить свою прану через упражнения пранаямы, состоящей из вдоха, задержки и выдоха. Потом ему надлежит слушать внутри себя звук Ом, исходящий из сердца, поднимающийся вверх с праной, а затем позволить ему вновь войти в сердце.

Так он должен упражняться, выполняя по десять кругов пранаямы. Если преданный делает это трижды в день, он обретет контроль над праной. Затем ему следует зрительно представлять в своем сердце перевернутый лотос, имеющий восемь лепестков, а в околоплоднике – солнце, луну и огонь. В центре огня преданному нужно созерцать Мое тело. Прекратив все блуждания потоков ума, он должен сосредоточить их на Мне. После подобного созерцания всего тела, он должен сосредоточить свой ум только на Моем лице. Сосредоточившись таким образом, он должен воспринимать Мою вездесущность как пространство. Наконец, оставив даже это, он должен вовсе ни о чем не думать. Когда ум полностью соединится с «я», все превратные представления, способствующие различиям, исчезнут».