Лес наслаждений – аллегория самсары

Парикшит спросил:

«Как раскрывается смысл аллегории о лесе материального существования».

Шукадева ответил: «Купцы иногда идут в лес, чтобы набрать побольше дорогих редкостей и продать их за большую цену в городе, но лесная дорога переполнена опасностями. Когда чистая душа желает оставить служение Господу и насладиться материальным миром, Кришна дает ей возможность попасть в материальный мир. Такова причина того, что чистая духовная душа попадает в этот мир. Из-за своих действий, совершаемых под влиянием трех гун природы, душа рождается в различных телах. Иногда существо становится полубогом на небесных планетах, иногда ничтожной тварью на низших планетах. Без милости чистого преданного обусловленная душа не может освободиться от уз майи.

Воплощенное существо начинает материальную жизнь, соединившись с умом и пятью чувствами познания, и вместе с ними оно борется за существование в материальном мире. Эти чувства сравниваются с лесными разбойниками. Они забирают у человека знание и окутывают его сетями невежества. Кроме этого, существует семья, жена, дети, которые подобны хищникам в лесу. Эти хищники питаются мясом человека. На воплощенное существо нападают шакалы и лисы (дети и жены), и так его духовная жизнь заканчивается. В лесу материального существования каждый завидует другому, подобно москитам, а мыши и крысы постоянно приносят беспокойство. Всякий в материальном мире попадает в различные затруднительные положения и окружен завистливыми людьми и животными, причиняющими беспокойства.

Существо страдает, его обворовывают, его кусают, жалят, причиняют боль. Но несмотря на это, оно не желает оставить мирскую жизнь и продолжает материальную деятельность, пытаясь получить счастье в будущем.

Так оно все больше и больше запутывается в карме, и ему приходится совершать неблагочестивые действия. Солнце днем и луна ночью наблюдают за его действиями. Полубоги также наблюдают за ним, но обусловленное существо думает, что никто не видит его попыток насладить свои чувства.

Согласно джьоти-шастре, ведической астрологии, звезды, луна и солнце наблюдают и «запоминают» действия человека. И в соответствии с влиянием наблюдающих светил существо в следующем рождении получает такое тело, которое заслужило.

Иногда у человека появляется склонность к отречению, но из-за великой привязанности к телу его отречение кончается до того, как он достигнет совершенства.

В материальном мире много завидующих. Например, правители, собирающие подати (они сравниваются с совами). Воплощенное существо теряет разум из-за неблагоприятного общения. Желая получить освобождение от несчастий, существо становится жертвой лжеучителей, псевдойогов, святых и «воплощений», которые показывают какие-то магические трюки, но не понимают преданного служения. Иногда воплощенное существо теряет все свои сбережения и поэтому становится очень раздражительным и даже жестоким по отношению к членам своей семьи. В материальном мире нет и капли настоящего счастья, которое обусловленная Душа ищет жизнь за жизнью. Правительственные чиновники, сравнимые с ужасными ракшасами, усердно собирают подати для поддержания правительства, а тяжело работающие люди всегда встревожены и опечалены из-за тяжелых оброков и налогов.

Путь действия ради плодов ведет через высокие горы, и когда человек желает перебраться через эти горы и терпит неудачу, то делается все более печальным и раздраженным. Попав в денежные затруднения, человек без надобности ругает своих домашних. Иногда, нуждаясь в деньгах, он идет на воровство. В материальной жизни существует четыре главных потребности, из которых сон сравнивается с питоном. Во время сна обусловленная душа полностью забывает свою истинную природу, и во сне она не чувствует невзгод материальной жизни.

Единственное занятие существа – это освобождение от оков майи, но из-за неправильного руководства оно все больше и больше запутывается в материальных деяниях.

Весь мир переполнен невзгодами и страданиями. Когда человек привязывается к жене и плотским наслаждениям, его сознание загрязняется, и он думает только о связи с женщиной. Время, которое сравнивается со змеей, забирает жизнь у каждого существа от Брахмы до муравья. Иногда обусловленная душа пытается спастись от неумолимого времени и обращается за помощью к каким-нибудь лжеспасителям. К несчастью, такие лжеспасители не могут спасти даже себя. Они не получили истинного знания от опытных брахманов и ведических источников. Их единственное занятие – блуд и провозглашение половой свободы даже для вдов. Эти лжеспасители подобны лесным обезьянам».