Молитва воплощений Вед

Царь Парикшит спросил: «О великий мудрец, Брахман не поддается определению, Он не содержит материальных качеств, Он превыше причин и следствий. Как же тогда Веды, обладающие Гунами, могут непосредственно распознавать Брахмана?»

Шука ответил: «Господь создал в воплощенных существах разум (буддхи), чувства (индрии), ум (манас) и прану чтобы они могли осуществить свою цель (матру), свою ведущую к рождению карму (бхаву), свои переходы между разными мирами, а также свое освобождение (акальпану).

Эти четыре слова соответственно означают артху, дхарму, каму и мокшу. Шрути (воплощения Вед) рассказывают о Бхагаване, о всеведущем и всемогущем Бытии-Сознании-Блаженстве (Сат-Чит-Ананде), о Господе всего, о том, кто направляет всех, о едином объекте поклонения, о том, кто распределяет плоды кармы, об Источнике всякого блага. Они рассказывают о Нем так, как будто Он личность, обладающая качествами. Шрути начинают с качеств, но, в конце концов, отбрасывают их, говоря, «не то», «не это», и заканчивают Брахманом. Повествование о поклонении и карме говорит о вещах, обладающих атрибутами, но только в качестве средства достижения мудрости, а потому косвенно ведут к Брахману. Такова суть. (Шридхара)

Упанишады говорят о Брахмане. И, как таковые, они принимались теми, кто гораздо древнее тех, кого мы называем древними. Тот, кто воспринимает их с верой, достигает блага.

Я поведаю тебе о беседе, состоявшейся между Нарадой и Нараяной.

Когда-то давным-давно Нарада отправился повидать Риши Нараяну. С самого начала нынешней кальпы тот пребывал в своем ашраме, предаваясь суровому подвижничеству на благо Бхарата Варши и всех людей. Вокруг него восседали риши текущей кальпы. Нарада поприветствовал его и задал тот же самый вопрос.

Нараяна сказал: «В Джаналоке, мудрецы, рожденные из ума Брахмы, заняты Брахма Яджной. (Это мистерия, в которой выясняется вопрос «Что такое Брахман?»; кто-нибудь из присутствующих говорит, а остальные внимают.) Ты ко времени попал на Швета Двипу, ибо Сананда начал говорить. Он сказал: «Всевышний испил собственное творение и возлег со Своей Шакти. К концу космической ночи (пралайи) Шрути (которые были первым дыханием Всевышнего) пробудили Его такими, обращенными к Нему, словами.

Шрути сказали: «Слава Тебе! Уничтожь неведение (авидью) всех движущихся и неподвижных существ. Оно завладело миром, чтобы вводить в заблуждение других. Все Твои силы полностью замкнуты в Тебе. Ты – Тот, кто проявляет в воплощенных существах все энергии (шакти). Иногда Ты – Майя, но Ты всегда остаешься Собой. И где бы Ты ни пребывал, Веды следуют за Тобой.

Веды рассказывают как о Сагуна Брахмане (обладающем качествами), так и о Ниргуна Брахмане (Абсолюте вне форм и качеств).

Индра и другие боги, знают Тебя как Великого, а себя считают только частью. Ибо их взлет и падение – только от Тебя. Но Сам Ты не подвержен никаким трансформациям. Потому и риши (а также мантры, которые они восприняли) утверждают свой ум, свои слова и свои дела в Тебе и обретают свою суть и смысл в Тебе. Ибо, где бы ни странствовали люди, их стопы касаются земли.

Ты – Господь трех гун, мудрость, растворенная в сладостном океане слов о Тебе, океане, удаляющем всякую нечистоту со всех людей и избавляющем их от своего ничтожества. А что тогда сказать о тех, кто посредством восприятия истинного Я в себе освободились от влияний ума («нравится» и «не нравится») и времени и поклоняются Твоему истинному Я, которое дарит поток нескончаемого блаженства?

Только те воистину оживотворены дыханием жизни, кто следует по Твоему пути, иначе их дыхание – всего лишь дыхание легких. Благодаря вдохновению, исходящему из Тебя, в изначальной материальной субстанции (махате), космическом приципе эго (аханкаре), создаются коллективные и индивидуальные тела. Ты пронизываешь пять оболочек человека (аннамайю, пранамайю, маномайю, виджнанамайю и анандамайю) и, благодаря этому, как бы становишься этими оболочками. Но Ты и высшая из оболочек, как учат Упанишады. Ты – превыше всех плотных и тонких оболочек, Реальный и Нерушимый.

Среди мудрецов Шаркаракшасы (или те, чье видение несовершенно) медитируют на Брахмана в области пупка (манипуре-чакре). Однако, последователи Аруни, обладающие тонким видением, медитируют на Брахмана в глубине сердца, анахате-чакре. Из сердца по каналу сушумны они переходят к Твоей наивысшей обители в голове (сахасраре-чакре). Тот, кто однажды достиг этого места, больше никогда не падет в пасть смерти.

Упанишады говорят о ста одном сердечном нерве. И только один из них ведет в голову.

Ты Сам сотворил различные царства жизни и многообразные формы. Хотя Ты и проницаешь изначально все формы, порождая их, все же Твое проявление в них может быть большим или меньшим, согласно природе вещей, Тобою сотворенных, все равно, как огонь, который один и тот же, но горит по-разному, в зависимости от характера топлива. Те, чей разум чист, придерживаются единственной Реальности среди множества нереальных объектов. Сказано, что Ты как воспринимающий Пуруша во всех существах, являешься только частью Самого Себя. Зная, что такова есть истина относительно воплощенных существ, мудрые поклоняются Твоим стопам.

Брахма и другие существа не ведают Твоих пределов. Даже Ты Сам не знаешь Своих пределов. Ибо Ты – бесконечен. Увлекаемые колесом времени, вселенные со своими внешними оболочками вращаются все вместе в Твоих глубинах, словно пылевой вихрь в воздухе. Шрути плодоносят в Тебе, ибо Ты – их цель и осуществление. Хотя они и не могут говорить о Тебе прямо, их слова все же направлены на Тебя, так как они отвергают любые другие вещи». Хотя Веды и рассказывают об Индре и других богах, в конце концов, в Упанишадах они приводят к Брахману, говоря: «Брахман – не то, и не это».