Нарада наставляет Васудеву

Царь Ними далее спросил: «О Йогендры, будьте милостивы, опишите мне место назначения тех людей, которые никогда не поклоняются Богу, которые не способны утолить свои материальные желания и которые не контролируют самих себя».

Мудрец Чамаса сказал: «От рук и ног Господа произошли четыре класса людей: брахманы, воины, вайшьи и слуги. Всякий среди них, кто не почитает Господа Хари, теряет привилегию человеческого рождения и попадает в ад. Брахманы, которые имеют доступ к ведическому знанию, являющемуся ключом к самопознанию, неверно прочитали и превратно истолковали предписания Вед, и потворствуют себе в питие вина, жертвоприношениях животных и сексуальных удовольствиях. Веда позволяет все это как уступку невежественным, не обладающим самоконтролем; но даже тогда вино нужно лишь нюхать, животные должны лишь украшать жертвенник, а сексуальное наслаждение допустимо только для продолжения рода.

Брахманы, не ведающие всего этого и высокомерно считающие себя мудрыми, убивают животных, которые в свою очередь убивают их, когда они покидают земной мир. Равным образом те, кто ненавидит преданных Господу и самого Господа и кто одновременно привязан к бренному телу, а также те, кто имеет теоретическое знание истины, однако, привержены мирским целям, – падут вниз в своем развитии». Царь Ними спросил: «В каких цветах и формах появляется Господь в различные эпохи, какими именами величают Господа и по какими правилам поклоняются Господу?»

Мудрец Карабхаджана сказал: «В эпоху Сатья Господь светлолицый. Он имеет спутанные локоны волос и носит одежду из древесной коры. Он носит черную оленью шкуру, священный шнур, молитвенные четки, посох и сосуд отшельника. Люди, обладающие уравновешенностью ума и миролюбием, почитали Господа посредством медитации и аскетизма. В Сатья-югу Господь прославляется под именами Хамса, Супарна, Ваикунтха, Дхарма, Йогешвара, Амала, Ишвара, Пуруша, Авйакта и Параматма.

В эпоху Трета тело Господа красного цвета. Он имеет четыре руки, золотистые волосы, и носит тройной пояс, представляющий посвящение в каждую из трех Вед. Он воплощает знание о поклонении посредством совершения жертвоприношения, которое содержится в Риг, Сама и Яджур Ведах. Его символами являются ковшик, ложка и другие инструменты жертвоприношения. Люди, изучавшие Веды, поклонялись Ему через ведические ритуалы. В Трета-югу Господь прославляется под именами Вишну, Яджна, Пришнигарбха, Сарвадева, Урукрама, Вришакапи, Джайанта и Уругайа.

В эпоху Двапара Господь появляется с темно-синим цветом тела, и Он одет в желтые одежды. Духовное тело Господа отмечено в этом воплощении знаком Шриватсы и другими отличительными украшениями. Люди поклонялись ему посредством ведических и тантрических ритуалов.

В эпоху Кали Господь предстает темнолицым. Люди поклоняются Ему и возносят хвалу: «Я нахожу убежище у Твоих стоп. О, великий! Твои стопы исцеляют наши недуги и исполняют наши желания. Они – источник святости, и их почитают боги. Стопы Твои прекращают страдания преданных и служат лодкой для пересечения океана юдоли земной».

Вследствие того, что в эту эпоху преданным Господа так легко достичь Его, мудрые превозносят славу века сего, когда Господь достижим через воспевания Его имени и восхваление Его. Совершенные в знании способны понять основное значение этой эпохи Кали. Такие просветленные поклоняются Кали-юге, потому что в этой эпохе все цели жизни легко достижимы через воспевание святого имени Господа. Не существует лучшей возможности освобождения для воплощенных душ, вынужденных скитаться по всему материальному миру, чем воспевание имени Господа. Живущие в Сатья-югу и другие эпохи желают получить рождение в этой эпохе Кали, так как в этой эпохе будет множество преданных Верховного Господа Нараяны.

Эти преданные будут появляться в различных местах, но будут особенно многочисленны в Южной Индии. Они отрешены от всех суетных и мирских дел и находят прибежище в Господе, и в то же мгновение они оказываются свободными от всех обязательств перед другими богами, перед риши и предками. Преданность сама по себе смывает любой грех, который может совершить такой преданный».

Мудрец Шука сказал: «Нарада завершил свой рассказ, напомнив Васудеве, что Господь воплотился в Кришне. Слушая эти слова, Васудева и Деваки достигли просветления. Ибо тот, кто сосредоточивается на этом учении, достигает самореализации».