Обобщение тем Бхагавата-пураны

Сута Госвами сказал: «О великие мудрецы, я поведал вам об удивительных играх Господа Вишну, как вы меня и просили. Слушание таких рассказов является лучшим занятием для человека. Это писание прославляет Верховного Господа Хари, разрушающего грехи всех. Он – Нарайана, Хришикеша и Господь Сатватов. В нем описан Высший Брахман, источник творения и уничтожения вселенной. В нем также представлены божественное знание о Брахмане и путь осознания Его. Описываются также: путь преданности и отречения и истории царя Парикшита и мудреца Нарады. Также описываются решение царя Парикшита поститься до самой смерти в ответ на проклятие сына брахмана, и разговор между царем Парикшитом и Шукадевой Госвами (1-я Песнь). Бхагавата Пурана объясняет, как можно достичь освобождения во время смерти посредством практики медитации. Она также содержит беседу между Нарадой и Брахмой, перечисление воплощений Бога и описание создания вселенной (2-я Песнь).

Обсуждается Творение, вызванное возбуждением гун материальной природы, семь стадий эволюции посредством трансформации первоэлементов и устройство вселенского яйца, из которого возникает космическая форма Господа. Говорится о тонкой и грубой природе времени, возникновении космического лотоса, убийстве демона Хиранйакши и спасении Земли из Океана Гарбходаки. Бхагаватам также описывает творение полубогов, животных и демонических видов жизни; рождение Рудры и появление Свайамбхувы Ману из полумужчины-полуженщины; появление первой женщины, Шатарупы, супруги Ману, и потомство благочестивых жен Праджапати Кардамы; воплощение Бога в образе мудреца Капилы и беседу между мудрым Капилой и Его матерью, Девахути (3-я Песнь).

Также описываются потомство девяти великих брахманов (праджапати), уничтожение жертвоприношения Дакши и истории Дхрувы, Притху и Прачинабархи, беседа между Прачинабархи и Нарадой (4-я Песнь) и жизнь Прийавраты, Набхи, Ришабхи и охараты. Бхагаватам дает подробное описание земных континентов, районов, океанов, гор и рек, устройства небесной сферы, подземных миров и ада (5-я Песнь).

Описывается возрождение Праджапати Дакши в качестве сь на Прачетов и потомство дочерей Дакши, которые дали начало расам полубогов, демонов, людей, животных, змеев, птиц и так далее. Рассказывается о рождениях и смертях Вритрасуры (6-я Песнь) и сыновей Дити – Хиранйакши и Хирайакашипу, и история величайшего потомка Дити, возвышенной души Прахлады (7-я Песнь). Описываются правление каждого Ману, освобождение Гаджендры и особые воплощения Господа Вишну в каждую манвантару, такие как Хайаширша. Рассказывается о проявлениях Господа вселенной в образе Курмы, Матсьи, Нарасимхи и Ваманы, о пахтании океана молока для получения амриты, о великом сражении между полубогами и демонами (8-я Песнь), о династиях различных царей и о рождении Икшваку (9-я песнь).

Также прославляются бесчисленные игры Шри Кришны, врага демонов. Рассказывается, как Господь Кришна облегчил бремя Земли, использовав Пандавов на поле битвы Курукшетра (10-я Песнь). Повествуется об уходе династии Яду, о беседе Васудевы с Нарадой, о беседе между Уддхавой и Кришной, об уходе Господа Кришны (11-я Песнь). Говорится о характеристиках и поведении людей в различные эпохи, о веке Кали и четырех видах уничтожения и трех видах творения, об уходе святого и мудрого царя Парикшита, дается объяснение, как Шрила Вьясадева распространил ветви Веды, рассказ о Маркандейи Риши, и описание устройства вселенской формы Господа и Его солнечной ипостаси.

Воистину я объяснил здесь все то, о чем вы спрашивали у меня. Если во время падения, ощущения боли или чихания, человек непроизвольно воскликнет: «Поклоны Господу Хари!», он освободится от всех своих грехов. Когда люди искренне прославляют Бога или просто слушают о Его славе, Господь входит в их сердца и полностью очищает его от зла, как Солнце удаляет тьму или как могучий ветер уносит облака. Слова, что не описывают славу Бога, являются ложными и бесполезными. Только те слова, которые прославляют божественные качества Верховного Господа, являются действительно истинными и благодатными. Слова, описывающие славу Бога, привлекательны, прекрасны и вечно свежи. Учение о самоосознании, в котором нет понятия о Боге, неблагодатно, даже если в нем нет и тени материального. Но слушая о трансцендентных качествах Верховного Господа, каждый может вспомнить о Его лотосных стопах. Памятование лотосных стоп Господа Кришны уничтожает все неблагоприятное и дарует величайшее блаженство. Оно очищает сердце и приносит преданность Высшему Духу, духовное знание, самопознание и отречение. О брахманы, я описал вам величие Всевышнего Господа Васудевы, чьи чудесные деяния достойны великого. Эта благая весть уничтожает все зло. Тот, кто с неуклонным вниманием постоянно цитирует это произведение, а также тот, кто с верой и преданностью слушает даже один стих или половину стиха, или только одну строку, или даже половину строки, несомненно, очищает свою душу. Тому, кто слушает эту Бхагавату в дни Экадаши или Двадаши, обеспечена долгая жизнь, и тот, кто цитирует ее с полным вниманием во время поста, очищается от всех грехов. Человеку, который прославляет эту Пурану повторением или слушанием ее, полубоги, мудрецы, сиддхи, питы, Ману и цари Земли дарят все желаемое.

Брахман, который прилежно изучает эту сущность всех Пуран, достигнет высшей обители, которую здесь описал Сам Господь. Я смиренно склоняюсь пред моим духовным учителем, сыном Вьясадевы, Шукадевой. Он побеждает все зло вселенной. Хотя вначале он и был погружен в блаженство осознания Брахмана и жил в уединенном месте, его сердце покорило священное провозвестие об играх Господа Кришны. Поэтому Он милостиво поведал эту высшую Пурану, Шримад Бхагаватам, изливающую яркий свет Абсолютной Истины».