Объяснение аллегории о Пуранджане

Царь Прачинабархи сказал: «Я не могу понять полностью смысла аллегории о царе Пуранджане. Милостиво объясни мне ее».

Нарада сказал:

«Пуранджана – это воплощенное существо, переходящее из тела в тело в соответствии с кармой.

Неизвестный друг – это Ишвара, Всевышний Господь, друг врех существ.

Город – это человеческое тело.

Девять врат – девять отверстий в теле.

Девушка (Пуранджани) – материальный разум (буддхи). Соединившись с таким разумом, душа считает себя материальным телом.

Десять спутников девушки – пять чувств восприятия и пять органов действия.

Жены спутников девушки – функции органов чувств.

Пятиглавый змей – Прана (пять голов – это прана, апана, удана, вьяна и самана). 

Одиннадцатый спутник – это ум, руководитель чувств.

Царство Панчала – это поле наслаждения чувств.

Сто лет – время жизни человека.

Восточные ворота – две ноздри, два глаза и рот.

Южные ворота – правое ухо.

Северные ворота – левое ухо.

Западные ворота – анус и гениталии.

Кхадйота – буквально «светляк» – левый глаз, который обладает меньшей силой видения.

Авирмукхи – буквально «свет факела» – правый глаз.

Вибхраджита – объекты зрения.

Дьюмна – свет, сияние Солнца. Нельзя видеть без света.

Налини и Наалини – это левая и правая ноздри.

Саурабха – запах.

Авадхута – обоняние.

Мукхья – рот.

Випана – способность говорить.

Расаджна – вкус.

Апана – речь.

Бахудана – пища.

Питриху – правое ухо.

Деваху – левое ухо

Левое ухо слабее правого, поэтому правое ухо применяется для слушания шастр.

Дакшина панчала – Правритти Шастра, или учение о мирской пользе, о получении наслаждений. Уттара панчала – Нивритти Шастра, учение об отречении. Через уши воплощенные существа получают разные виды знания, поэтому одни из них попадают на Питрилоку, а другие – на Девалоку.

Грамака – этот город предназначен для половых наслаждений.

Асури – гениталии.

Дурмада – способность воспроизведения («дур» – греховный; «мада» – безумие).

Ниррити – анус.

Идти в Вайшасу означает идти в ад.

Лубдхака – орган действия; жадность.

Слепые друзья – (Нирвак и Пешакрит) – нога и рука.

Антах-пура – сердце, личная обитель.

Вишучина – означает «повсюду ходит», это указывает на ум. В уме существо наслаждается воздействиями гун природы. Эти воздействия иногда приводят к иллюзии (моха) в тамагуне, наслаждению (прасадам) в раджагуне и радости (харша) в саттве.

«Царь стал во всем следовать за своей женой», – это означает, что разум (царица) создает различные ситуации в состоянии сна или бодрствования. Под влиянием загрязненного разума существо наблюдает что-то и просто копирует действия своего разума.

Колесница – тело.

Пять коней – органы восприятия.

Два колеса – благочестивые и порочные действия (карма).

Три флага – три гуны.

Пять оружий – пять видов жизненного воздуха.

Ум считается поводом.

Разум – колесничий.

Место в колеснице – сердце.

Семь покрытий колесницы – семь элементов.

Два ярма – двойственности мира, например, боль и наслаждение.

Пять внешних способов передвижения – пять органов действия.

Воины – одиннадцать чувств.

Чандавега – год, каждый год человеческой жизни; время.

Гандхарвы – дни.

Их жены – коми.

Калаканья – дочь времени – старость. Никто не хочет стареть; Яванешвара, смерть, признает Джару своей сестрой.

Воины Яванешвары — воины смерти.

Праджвара – жар, лихорадка, болезнь.

Когда вопло ценное существо забывает свою духовную природу и попадает под влияние гун, оно отождествляется с телом и ради тела предпринимает различные действия. Так оно попадает во власть рождений и смертей. Никто не может избавиться от кармы, совершая материальные действия. Только проснувшись, можно избавиться от страшного сна. Материальное существование – следствие невежества и иллюзии.

Мы страдаем;, видя во сне тигра или принимая веревку за змею, но в действительности нет ни тигра, ни змеи. Своим умом мы создаем некоторые ситуации на тонком плане и в результате страдаем. Страдания будут продолжаться, пока мы не пробудимся отс Сна. Надо покончить с невежеством. И единственное средство достичь этого – предаться Всевышнему Господу BacyzjeEiei через Его проявление (гуру). Без преданного служения Богу невозможно отречься от мира. Малоразумные считают ведические ритуалы самым главным. Но они не знают цели Вед».

Нарада продолжал: «Воплощенное существо действует в грубом теле в этой жизни. Это тело вынуждено действовать из-за тонкого тела (ум, интеллект, эго). Когда грубое тело уничтожается, тонкое тело продолжает наслаждаться или страдать из-за плодов действий своей предыдущей жизни.

Хотя причиной страдания и счастья является ум, интеллект и ложное эго, грубое тело все же необходимо как инструмент для наслаждения. Грубое тело может исчезнуть, но тонкое тело продолжает действовать. Существо становится духом (привидением), когда тонкое тело действует без помощи грубого тела. И хотя машина грубого тела остается действующей во время сна, воплощенное существо может покинуть его, углубиться в сновидение и вернуться в грубое тело. Когда воплощенное существо возвращается в тело, оно забывает сон. Также, когда оно меняет тело, то забывает о своем предыдущем теле. Освобождение означает избавление от тонкого и грубого тел после смерти грубого тела. Намерения остаются в уме, и существу дается другое тело, чтобы оно могло осуществить эти намерения. Это называется законом кармы. И в этом контексте карма – это совокупность действий ради плодов.

По состоянию ума или сознания человека можно понять его состояние в прошлой жизни. Иногда мы внезапно вспоминаем или видим во сне то, что никогда не воспринимали в этой жизни.

Пока существует тонкое материальное тело, живет и грубое тело. В глубоком сне, в обмороке, в шоке, во время смерти, при высокой температуре тела движение жизненного воздуха останавливается. В это время душа перестает отождествлять себя с телом.

Когда мы спим, мы забываем о грубом теле, а когда пробуждаемся, забываем о тонком. Но оба состояния – сон и бодрствование – являются творениями иллюзорной энергии. Под наркозом, в глубоком сне, в обмороке, в коме и т.д. воплощенное существо забывает о грубом теле и

не чувствует боли или наслаждения. Из-за незнания о духовном теле, которое не воспринимаемо, мы не знаем о духовных действиях. Мы действуем иногда в связи с грубоматерильным телом, иногда с тонкоматериальным телом.

Когда человек молод, все его десять чувств и ум полностью проявлены. Но когда человек находится в лоне матери или в грудном возрасте, они сокрыты. Когда существо спит, объекты чувств исчезают для него. Но поскольку они связаны с чувствами, они проявляются. Подобным образом, существо с непроявленными (неразвитыми) чувствами не прекращает материального существования, хотя оно может быть и не связано с объектами чувств.

Пять объектов чувств, пять органов чувств действия, пять чувств познания и ум являются шестнадцатью материальными проявлениями. Под влиянием гун и воплощенного существа они объединяются. В зависимости от состояния тонкого тела, существо получает и оставляет грубое тело. Так душа испытывает различные ощущения – наслаждение, скорбь, страх, счастье и страдание. Ум – источник всех желаний.

Последствия материальных действий (карма), сохраняющиеся в тонком теле (лингашарира), проявляются в трех видах: биджа (корень, семя), кутастха (желание) и пхалон-мукха (приносящая плоды). Проявленная карма называется прарабдха (уже в действии). В сознательном или бессознательном состоянии действия грубого или тонкого тела могут не проявляться, но тонкое состояние нельзя называть освобождением. Все, что произошло в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем, является сном. Таково тайное знание всей ведической литературы.

Пока мы желаем наслаждаться, мы творим действия. Когда воплощенное существо действует в материальном теле, оно наслаждает чувства, а, наслаждая чувства, оно творит другие материальные действия. Так душа попадает в рабство и становится обусловленной.

Знай, что вся вселенная создается, сохраняется и уничтожается по воле Всевышнего Господа, и поэтому все в этой вселенной подчинено Господу. Преданно служи Господу, и ты постигнешь это знание».

Сказав это, Нарада вернулся на Сиддха-локу, а царь Прачина-бархи оставил царство и семью и предался суровому подвижничеству и любовному служению Всевышнему Господу.