Описание Варнашрама-дхармы

Господь Кришна продолжал: «Во время третьей части своей жизни человек должен отойти от жизни домоправителя – либо взяв с собой жену, либо поручив ее своим сыновьям. Во время этого периода ему необходимо значительно дисциплинировать ум и тело, которые поддерживают невежество, прибегнув к жесточайшему аскетизму и самоконтролю. Летний зной, ливни дождливого сезона и зимний холод – все это должно познать его обнаженное тело, которое таким образом проходит через тигель самодисциплины. Не следует понапрасну тратить время даже на поддержание тела в чистоте. Пища должна быть минимальной и предельно сатвической. Вместе с тем, следует продолжать ритуальные поклонения Мне.

Когда желания, относящиеся к этому миру или иным мирам, заслуженные посредством религиозных обрядов, уже отброшены прочь, преданному нужно покинуть лес и принять жизнь нищенствующего монаха. Когда человек готов отречься от мира, боги, действующие через его жену или иных людей, воздвигают препятствия, которые он должен решительно преодолеть.

Нищенствующий монах не подчиняется никаким сводам законов. Однако, посредством молчания он должен управлять своей речью, а с помощью полного равнодушия своего тела и пранаямы – своим умом; один лишь внешний облик монаха-странника не делает человека таковым. Полностью контролируя свой разум и чувства, странник должен бродить по земле. Ему следует просить на пропитание и брать столько, чтобы хватило лишь на поддержание души и тела вместе. Если он не получал прежде наставлений в духовной истине, ему нужно склониться у ног гуру, которому он должен служить и поклоняться как самому Богу, и получить от гуру духовную истину.

Тот же, кто имеет такое знание, должен странствовать по свету, не привязываясь умом к миру, который, как ему известно, является лишь видимостью. Хотя он и достиг просветления, такой человек должен вести себя, как малое дитя; хотя он умудрен и искушен, он должен действовать, как глупец; хотя он и обладает изрядной ученостью, он должен говорить, словно безумец; и хотя ему многое известно из писаний, он должен вести себя, как животное. Его не должны заботить честь и бесчестье. Он не должен никого раздражать и не раздражаться сам, что бы другие ни сделали ему. Он не должен никогда поддерживать неприязнь к кому бы то ни было.

Но даже этих правил преданный придерживается как бы ради забавы. Ибо в нем нет ни невежества, ни восприятия различий. Он продолжает осознавать внешнюю видимость мира в силу прежней привычки, до самой смерти своего тела. Впоследствии он целиком воссоединяется со Мной – и его несуществующее эго, которое было лишь тенью истинного Я, исчезает.

Каждый, кто исполняет свои обязанности бескорыстно и как приношение Мне, достигнет Меня».