Освобождение Шишупалы

Юдхиштхира приступил к совершению великого жертвоприношения. Он испросил у Кришны разрешения призвать священников, которым надлежало провести все церемонии. Вьяса, Бхарадваджа, Суматна, Готама, Асита, Васиштха, Чьявана, Канва, Майтрея и другие риши, Дрона, Бхишма, Крипа и другие, Дхритараштра с сыновьями, Видура, брахманы, вайшьи и шудры, все цари и их подданные явились, чтобы быть свидетелями великого жертвоприношения. Брахманы с помощью золотых плугов приготовили площадку для жертвоприношения. Потом они провели инициацию царя Юдхиштхиры в соответствии с ведическими законами. Ритвик-брахманы должным образом помогали в проведении Раджасуйи. В день получения сока Сомы царь, как полагается, преклонился пред священниками и их помощниками. Затем наступило время преклониться пред теми, кто присутствовал на собрании. Но с кого начать? Там присутствовало много ученых людей, и они обсуждали между собой, кто же заслуживает того, чтобы пред ним преклониться первым, и никак не могли придти к единому мнению. И тогда, обращаясь к собравшимся, Сахадева сказал следующее:

«Первым заслуживает быть Шри Кришна, Господь Сатватов. Все боги, пространство, время, богатства и все остальное – не что иное, как Он. Он – душа Вселенной. Он – суть любого жертвоприношения, жертвенный огонь, сама жертва, мантры, Санкхья и Йога, все связано с Ним. Он – один, и нет второго. Единственный, Он творит, сохраняет и разрушает. По Его милости люди затевают различные дела, и от Него они получают потом плоды своих дел. Потому первый знак приветствия и уважения должен быть оказан великому Кришне. Этим будут уважены все существа и даже Высшее Я. Господь Кришна – душа всех существ. Все различия исчезают в Нем».

Все праведные люди согласились с таким предложением.

Раджа Юдхиштхира омыл ноги Кришны, побрызгав водой на свою голову и головы своих родственников. Потом преподнес Ему дорогие подарки. Все люди приветствовали Кришну, восклицая «Намах» (Приветствие Тебе) и «Джайя» (Победа) и осыпая его голову дождем цветов.

Шишупала не мог всего этого вынести. Он встал посреди собрания и дал волю своим чувствам.

«Верно говорят, что время трудно победить. Или как тогда можно было бы по слову мальчишки оттеснить даже старцев? Вам, возглавляющим это собрание, лучше всех других известно относительное достоинство всего. Не соглашайтесь со словами мальчишки, будто Кришна первым заслуживает уважения и приветствия. Здесь есть великие риши, утвердившиеся в Брахмане, могучие в аскетизме, мудрости и религиозных практиках, их восхвалил даже Локапала, они полностью избавились от осквернений посредством божественного восприятия. Перешагнувший через них всех, как может этот мальчишка-погонщик коров (Гопала), позор (пансана) своего рода (кула), заслуживать поклонения, это как если бы ворона (каака) заслуживала жертвенных приношений (пуродасы)?

Шридхара объясняет эту и следующую шлоку как завуалированное восхваление Шри Кришны. Ведь Гопала – это защитник Вед, Земли и всего остального. Наряду с «коровой» слово «го» означает еще и Веды, и Землю. Кула пансана = кулапа + ансана. Кулапа – это грешник, а тот, кто их уничтожает (анса), есть кула пансана. Слово каака в этой шлоке может читаться в соединении с другими словами, как акака. Кака = ка + ака. Ка – это счастье, ака – нищета. Тот, кто не пребывает ни в счастье, ни в нищете, называется акака. То есть Он тот, кто уже получил все, чего желал. И тот, кто уже обрел все желаемое, не заслуживает не только подношений со стороны Богов (пуродасы), но и любых других подношений. Подобным образом Шридхара толкует и последующие строфы.

Он ушел из Своей варны, Своего ашрама и рода. Он не подчиняется ни долгу, ни предписаниям. Он следует только собственной воле. В нем нет никаких добродетельных качеств. Как Он может заслуживать поклонения? Царь Яяти проклял своих потомков, и добрые люди не относятся к этому с уважением? Его родня предается неумеренным возлияниям. Как Он может заслуживать поклонения? Они покинули земли, на которых живут риши, и построили крепость на море, более того, они угнетают своих подданных, как разбойники».

Шишупала все продолжал и продолжал в таком же духе. Но Кришна не произносил ни слова. Лев не придает значения шакальему вою. Собравшиеся закрыли себе уши и разошлись в стороны, гневно проклиная Шишупалу. Они не могли слышать поношения Господа. Ибо тот, кто слышит поношения, направленные против Господа и Его преданных, и не покидает этого места, скатывается вниз, лишаясь всех достоинств. Сыновья Панду и их союзники Матсья, Кайкайя и Шринджайя вскинули руки, чтобы убить Шишупалу. Он же схватил свой щит и меч и ринулся на царей, вставших на сторону Кришны. Тогда Кришна встал и попросил Своих последователей не торопиться, а потом снес голову Шишупалы Своей чакрой. Из тела Шишупалы поднялся огонь, наподобие раскаленного метеора, а потом вошел в Шри Кришну. На протяжении трех рождений Шишупала злобно преследовал Вишну. Своей, пусть и враждебной, медитацией он достиг состояния того, на кого медитировал. Жертвоприношение Раджасуйи близилось к концу. Раджа Юдхиштхира принял омовение, как это предписывалось при завершении жертвоприношения.