Песня отреченного

Господь Кришна продолжал: «Легче вынести физическое повреждение, нежели оскорбление. Добродетельного человека глубоко задевают обиды, нанесенные ему нечестивыми людьми. В подтверждение этого расскажу тебе одну историю.

Жил-был брахман в Аванти. Он был богатым скрягой, отчего его близкие родственники и даже боги, предки, святые, люди и животные обратились против него, поскольку он не захотел совершать пять ежедневных великих жертвоприношений, предписанных домохозяину. А потому заслуги его исчерпались, богатство, на накопление которого он потратил столько сил, ушло от него. Что-то взяли родственники, что-то украли воры, остальное утратилось из-за какого-нибудь происшествия, пошло на уплату податей или просто испортилось от времени.

Обнищав, брахман впал в уныние и проклинал себя: «Какой жуткой вещью является это богатство! В нем скрыта основная причина всех зол, грехов и страданий в мире. Воровство, жестокость, ложь, гордыня, похоть, гнев, презрение, лицемерие, разлад, враждебность, недоверие, любовь к азартным играм и нищета – вот пороки, которые происходят непосредственно от богатства. Следовательно, тот, кто стремится к высшему блаженству, никогда не должен искать богатства (артха), которое на самом деле является злом (анартха). Богатство отчуждает друзей и близких родственников и превращает их во врагов. Я растратил свою жизнь на добывание и накопление этого смертельного врага, тогда как смерть постоянно стучится в мою дверь. Но я все же уверен, что имею высшую милость от Всевышнего Господа, благодаря которой я впал в отчаяние, но также обрел и мудрость, пока не стало слишком поздно. Сколько бы времени ни осталось мне на этой земле, я посвящу его почитанию Господа.

Он тут же принял обет нищенствующего монаха. Так и бродил он, полностью управляя своим разумом и чувствами и развязав узлы эгоизма и своекорыстия. Однако, люди не понимали его. Одни считали его сумасшедшим, другие лицемером и в подтверждение своего мнения били его, плевали, сажали в темницу и истязали. Но какие бы страдания (природные, кармические или физические) ни выпадали бы на его долю, этот человек радостно воспринимал их как свою судьбу».

Брахман говорил себе: «Ни эти люди, ни кто-либо из богов, ни «я», ни звезды и планеты, ни карма, ни время не несут ответственности за мое наслаждение или боль; единственной причиной является ум, ибо только ум поддерживает вращение колеса рождений и смертей. Ум пробуждает три гуны, а от них происходят различные виды действий и соответствующих ответных действий (вовлекающих человека в чередование рождений и смертей). Господь, восседающий в моем сердце, является непосредственным свидетелем всего этого. Он – мой истинный друг, но «я», воплощенные души, вовлечены в изменения, претерпеваемые умом, и потому становятся ограниченными. Люди превозносят такие достоинства, как милосердие, но если чей-то ум спокоен, чего он достигнет с помощью милосердия, а если ум этого человека неуправляем, что обретет он в результате милосердия, и так далее? Тот, кто не способен управлять своим главнейшим врагом (собственным умом), относится к другим как к друзьям и врагам!

Если считать другого человека ответственным за мое несчастье, не означает ли это, что одно тело причиняет вред другому телу; если зубы кусают палец, то кого следует винить? Точно так же, если один из богов ответственен за несчастье человека, этот бог навлекает боль на себя (поскольку он управляет различными органами тела), но не на Атман, который отличается от ума и чувств. Если чья-то душа, Атман, отвечает за несчастье этого человека, тогда какой смысл восставать против собственной природы? Звезды и планеты могут благоприятным или неблагоприятным образом влиять только на физическое тело, тогда почему же я, душа, должен сердиться на них? В таком случае карма затрагивает только тело, которому она же дала рождение. Тело является материальным, а душа – это чистое сознание. Если карма означает действие (и следующее за ним ответное действие), то кармы, вероятно, на самом деле не существует, поскольку ни материальная природа, ни чистое сознание не могут действовать. Если время несет ответственность за наши несчастья, то и его нельзя винить, ибо душа и время тождественны с высшим существом. Следовательно, Атман, который вездесущ, и значит, не ограничен, который является чистым сознанием, и потому не подвержен материальности, совсем не имеет чего-либо общего с несчастьем. Несчастью подвержено лишь иллюзорное чувство эго.

Тот, кто осознал эту истину, никогда и никого не испугается. Твердо укоренившись в этом осознании, с помощью милости Господа Кришны я сбрасываю иллюзорные оковы самсары».

Господь Кришна продолжал: «А потому, сосредоточив на Мне все свое существо, контролируй свой ум. Воистину это является высшей йогой. Тот, кто размышляет над этим величественным и вдохновенным рассказом брахмана из Аванти, не будет затронут такими двойственностями, как наслаждение и боль, счастье и несчастье».