Поднятие холма Гавардхана

Происходили великие приготовления к жертвоприношению в честь Индры. «Что все это значит, отец?» – спросил Кришна у Нанды. – «Какой толк в этом жертвоприношении? В чью честь оно происходит и почему?»

Нанда ответил: «Дитя, Индра – это бог туч. Он даст нам дожди. А дожди дадут жизнь всем существам. Потому люди и поклоняются Индре посредством таких подношений. После них остается только радость, которая способствует упрочению закона, процветанию и наслаждению (дхарме, артхе и каме)».

Кришна ответил: «Рождение и смерть людей направляется их собственной кармой. Счастье, несчастье, страх, благополучие – все это плоды кармы. Человек должен придерживаться кармы и не поступать наперекор ей. Если люди управляются их кармой, то что тут делать Индре? Он не может отменить то, что им предопределено их собственной природой. Плоды кармы зависят от Господа, и именно Ему следует поклоняться. Тучами движет гуна раджаса. А чем занят Индра? Мы живем не в городах или деревнях. Мы живем в лесу. Потому давайте совершим яджну, посвященную нашим коровам, нашим брахманам и нашим холмам. А те приготовления, которые вы уже успели сделать, в этом деле пригодятся». Нанда и другие члены племени гопи одобрили слова Кришны. Они сделали подношение коровам, брахманам и холму. Чтобы продемонстрировать уважение, они обошли вокруг холма. После чего Кришна сказал: «Я – холм», и принял такой облик, который гопи восприняли с верой. А затем Он отведал подношения, предназначенные для холма.

Видя это, Индра пришел в неописуемую ярость. Он наслал ветры и тучи, и во Вриндаване начались дожди, грозы и град.

Тогда Кришна заботливо поднял одной рукой холм Говардхану, и все жители Вриндавана, вместе с коровами, нашли убежище в пространстве под холмом Говардханой.

В течение семи дней лил непрестанный дождь, и в течение семи дней Кришна держал холм наверху, не покачнув его ни на дюйм.

Разочарованный и озадаченный, Индра отозвал свои тучи и ветры. Жители Вриндавана вернулись по своим домам, а Кришна поставил холм на место.

Люди поделились своим изумлением с приблизившимся Нандой. Они припомнили все предыдущие деяния Кришны, а затем рассказали о последнем случае. Они сказали: «Посмотри, этот мальчик, всего семи лет от роду, и Он поднял вверх большой холм. Мы спрашиваем себя, а не может ли быть твой сын сущностью всех существ?» Нанда поведал им то, что сам узнал от Гарги, и они прекратили свои расспросы.

Индра и Сурабхи сошли с небес. Индра припал к стопам Кришны и восславил Его. Кришна сказал ему: «Я способствовал прекращению жертвоприношения в твою честь для твоего же блага. Ты разъярился, возгордившись своим положением и силой, и теперь ты не сможешь Меня забыть. Только ослепленный могуществом не видит царственного скипетра в Моих руках. И Я лишаю силы того, кому желаю добра. Ты можешь идти. Очищенный Мною от всяческой гордыни ты должен занимать свое место и исполнять свой долг».

А Сурабхи, божественная мать коров, поблагодарила Кришну за те услуги, которые Он оказал ее чадам. Она сказала: «О Кришна, Ты – великий йог, чьей формой является эта Вселенная, Ты есть корень этой Вселенной. В Тебе мы обрели нашего Господа. Ты – наш Всевышний Бог. О Владыка всей Вселенной, Ты должен стать нашим Индрой, во имя блага коров, брахманов и богов, во имя блага всего, что благо. По воле Брахмы мы будем отныне почитать Тебя в качестве нашего Индры».

Говоря так, Сурабхи окропила своим молоком голову Кришны, Индры и других богов, по воле матери богов оросив Его водой небесной Ганги. Все они нарекли Кришну Говиндой. Риши, ганд-харвы, видьядхары, сиддхи и чараны – все присоединились к этой торжественной церемонии. Юные богини пели и танцевали. Три Мира [локи) были полны радости. Коровы увлажнили землю своим молоком. Реки несли потоки молока и другого питья. Деревья источали мед. Хлеба дали урожай без всякого ухода. Холмы рассыпали по своей поверхности драгоценные камни. Даже дикие звери стали кроткими.