Поклонение Пайо-врата

Шукадева сказал:

Адити, узнав о том, что ее сыновья оставили свое царство, опечалилась. Она рассказала о своем горе мужу Кашьяпе, который вернулся в ашрам после многих лет подвижничества и медитации, и попросила указать, что ей надо сделать, чтобы ее сыновья обрели потерянное. Кашьяпа Муни сказал: «О, как могущественна майя Господа Вишну, которая связала весь мир путами привязанности к детям. Что такое тело, состоящее из пяти элементов? Оно отлично от души (атмы). Но из-за плотской привязанности люди впали в невежество.

О Адити, займись преданным служением Всевышнему Господу, Васудеве, способному победить всех врагов. Господь Васудева, милостивый к бедным и несчастным, выполнит твои желания». Адити попросила: «О брахман, расскажи мне о правилах поклонения Высочайшему Владыке мира, с помощью которого я смогу умилостивить Его».

Шри Кашьяпа Муни сказал: «Я объясню тебе путь поклонения, о котором поведал мне Брахма. В светлой половине месяца Пхалгуна (февраль-март) в течение двенадцати дней до Двадаши надо соблюдать обет пайо-врата (то есть питаться только молоком) и с преданностью поклоняться лотосогла-зому Господу. Если можно найти грязь, которую вепрь вырыл своим клыком, то надо обмазать свое тело этой грязью и омыться в реке. Во время омовения надо петь особую мантру (дается мантра).

Затем надо выполнить ежедневные духовные обязанности и после с преданностью поклоняться священному образу Господа, а также алтарю, Солнцу, воде, огню и духовному учителю (далее следуют мантры поклонения Господу). Пропев эти мантры, почтив Господа с верой и любовью и предложив Ему падья, аргхья и т.д., следует начать службу Кешаве, Хришикеше. В начале преданный должен петь двадаша-акшару мантру и предлагать цветочные гирлянды, благовония и прочее. Затем надо омыть Изваяние Господа молоком, одеть в одежды, украшения и священный шнур. Предложив воду для омовения стоп Господа, надо снова поклоняться Господу с ароматными цветами, благовониями и другим убранством. Если это возможно, то следует предложить Божеству очищенный рис, сваренный в молоке с топленым маслом и патокой. Произнося те же мантры, надо предложить все приготовленное огню. Надо предложить весь прасад вайшнаву и потом уже взять немного себе. После следует предложить Божеству ачама-ну и бетель и снова поклоняться Божеству. Затем надо молча повторить сто восемь раз мантру и вознести восхваление Божеству, обойти Его и в конце с великой радостью сделать дандават.

После, прикоснувшись цветами к голове и побрызгав на голову водой, надо бросить цветы в священном месте. Затем следует накормить двух брахманов сладким рисом и после с их разрешения отнести прасад своим друзьям и родственникам. Ночью надо соблюдать целибат, а следующим утром после омовения совершать поклонение, как в прошлый день. Во время этого обета можно питаться только молоком. Обет пайо-врата соблюдается двенадцать дней, и каждый день преданный должен совершать то же, что и в первый. Ему следует спать на полу, омываться три раза в день, соблюдать целибат, избегать бесед на мирские темы и не гневаться.

На тринадцатый день преданный должен омыть Божество пятью веществами (молоком, йогуртом, очищенным маслом, сахарной водой и медом). С большим вниманием и любовью надо приготовить жертвенную пищу из риса, сваренного на топленом масле и молоке, и надо произносить мантру Пуруша-сукту. Пища должна быть разнообразной и вкусной. Преданный должен удовлетворить духовного учителя (ачаръя), ученого в Ведах и помогающих ему священников (хоту, удгату, адхварью и брахму). Надо умилостивлять их, даря им одежды, украшения и коров.

Такое поклонение Вишну называется вишну-арадхана. Раздавая прасад, надо услаждать всех собравшихся, даже низкорожденных. Следует раздавать вишну-прасад каждому, включая бедных, слепых, непреданных и не-брахманов. Зная, что Господь Вишну очень доволен, когда все вкушают вишну-прасад, совершающий обряд раздает прасад друзьям и родственникам. Каждый день от пратипат до трайодаши преданный должен совершать обряды, сопровождая их танцами, песнями, игрой на барабанах, произнесением мантр и молитв и чтением Шримад-Бхагаватам. Этот обет пайо-врата также называется сарва-ягья. Другими словами, совершая это поклонение или жертвоприношение, преданный совершает сразу все другие жертвоприношения. Пайо-врата считается лучшим ритуалом, обрядом и аскезой. Это лучший способ умилостивить Всевышнего, Адхокшаджу.