Появление Брахмы

Майтрея сказал:

Позволь мне рассказать Бхагавата-пурану, которую Бхагаван (Всевышний) Сам рассказал великим мудрецам. Давно-давно Санаткумара, сопровождаемый великими мудрецами, спросил, подобно тебе, желая узнать истину о Васудеве, у Господа Санкаршаны, находящегося на дне вселенной. В это время Господь Санкаршана медитировал на Верховного Господа Васудеву, но ради великих мудрецов Он открыл Свои лотосо-подобные глаза и начал говорить. Мудрецы с высших планет спустились по водам Ганги в низшую область вселенной. Четыре Кумара, знавшие божественные игры Господа, прославили Господа избранными гимнами. В это время Господь Санкаршана начал излучать сияние из сверкающих камней на Своих головах. Господь Санкаршана поведал Санаткумаре Шримад Бхагаватам, а тот, в свою очередь, рассказал ее Санкхьяяне Муни. Санкхьяяна рассказал Шримад Бхагаватам Парашаре и Брихаспати. А Парашара, по совету Пуластьи, рассказал ее мне. Я же поведаю ее тебе.

Как сила огня находится внутри дерева, так же Господь оставался на водах потопа, поглотивших всех воплощенных существ в их тонких телах, Господь возлежал в течение тысячи маха-юг на Своей внешней энергии кала-шакти, и благодаря Своей внешней энергии Он казался спящим в воде. Когда воплощенные существа вышли для дальнейшего продолжения своей материальной деятельности, приведенные в движение кала-шакти, Он увидел Свое трансцендентное тело синеватым. Тонкое (сукшма) творение, на котором Господь сосредоточил внимание, было возбуждено гуной страсти, и эта тонкая форма вышла из Его пупка. Затем эта форма всеобщей кармы воплощенных существ приняла образ бутона лотоса, и по высшей воле Вишну она озарила все, подобно солнцу, и поднялась над водами потопа. Господь Вишну Сам вошел в этот цветок лотоса как Высшая Душа, и, когда лотос был оплодотворен, возникло воплощение Вед, которое называется саморожденным (сваямбхува).

Брахма, рожденный из цветка лотоса, обвел взглядом весь космос, и у него появилось четыре головы, смотревшие в четыре стороны. Брахма не мог полностью понять творение, лотос и себя. В конце тысячелетия воздух опустошения начал двигать воду и лотос в великом водовороте. Брахма вопрошал: «Кто я, откуда вырос лотос? Должно быть что-то внизу, а то, из чего вырос лотос, наверное, находится в воде? Брахма вошел в воду через канал в стебле лотоса и дошел до пупа Вишну, но не смог обнаружить корень.

Пытаясь узнать причину своего существования, Брахма потратил сто божественных лет. Не достигнув желанной цели, он отказался от поиска и вернулся на вершину лотоса. Там он сосредоточился на Верховном Господе. В конце ста лет Брахмы, когда его медитация завершилась, у него появилось требуемое знание, и он смог видеть в своем сердце Всевышнего. Брахма увидел, что на водах находилось гигантское лотосоподобное ложе, тело Шеша-нага, на котором возлежал Господь Пуруша. Все вокруг было озарено сиянием, исходящим от драгоценных камней на капюшонах Шеша-нага, и это сияние рассеивало всю темноту Божественное тело Господа, бесконечное в длину и ширину, охватило три мира. Самосветящееся, оно было украшено несравненными одеждами и драгоценностями. Господь показал Свои лотосные стопы, которые являются источником всех даров, достигаемых преданным служением, свободным от материальной скверны. От Его луноподобных ногтей, подобных лепесткам лотоса, исходило сияние.

Брахма, увидев Господа, понял, что это был Хари, Всевышний. Когда Брахма узрел Господа, он одновременно постиг творение и увидел озеро в пупке Господа Вишну, лотосный цветок, воды опустошения, осушающий ветер и небо. У Брахмы появилось желание творить, и, увидев пять причин творения, указанных Верховным Господом, он начал возносить молитвы.