Признаки освобожденных существ

Господь Кришна продолжал: «Ограничение и освобождение относятся к гунам (свойствам природы); поскольку эти гуны укоренились в майе, во Мне нет ни ограничения, ни освобождения. В таком случае, переселение, карма, удовольствие и боль – это атрибуты невежества, но не истины. Тем не менее, невежество и освобождающее знание также являются Мною и не имеют начала. Следовательно, воплощенное существо считает себя ограниченным до тех пор, пока не пробудится к истине и не осознает, что оно всегда было и остается свободным. Человек мудрый, хотя он и воплощен в теле, не считает себя ограниченным телом; подобным образом, проснувшийся человек свободен от сна. Человек неразумный, хотя на самом деле ничто не ограничивает его, воображает, будто он ограничен телом, подобно тому, кто продолжает спать.

Мудрец знает, что его тонкое и грубое тела есть часть творения, и потому внутри он не затронут их взаимодействием. Его действия не являются результатом волеизъявления. Его жизненная сила, чувства, ум и интеллект не побуждаются корыстными мыслями и желаниями. Он не реагирует на боль и на удовольствие, на честь и бесчестье; равным образом он не судит других, не хвалит и не поносит их. Значит, мудрый человек должен постоянно помнить обо Мне.

Однако, если ты не в состоянии сосредоточить свой ум целиком на Мне, делай свои дела ради Меня без корыстного интереса; далее, слушай истории обо Мне, воспевай их и разыгрывай в представлениях, посвяти Мне достижение дхармы, благосостояния и наслаждения. И ты достигнешь Меня».

Уддхава спросил: «Что такое преданность и каковы особенности преданного?»

Господь Кришна ответил: «Преданный отличается состраданием, не причиняет вреда, он стоек, правдив, терпелив, безупречен, уравновешен, является благодетелем для всех, свободен от похоти, зависти и злобы, дисциплинирован, нежен, чист, свободен от чувства собственности, умерен во всем, миролюбив, тверд, предан Мне, бодр, непоколебим, смиренен, силен и дружелюбен.

Преданность заключается в следующем: в поклонении Моим святым образам, в воспевании Моего имени и славы, в созерцании Меня, в служении Мне, в праздновании торжеств в храмах, связанных со Мною (с танцами, музыкой и прочим), в паломничествах по святым местам, участие в процессиях, вдохновляющих других на поклонение Мне и в установлении Моих святых образов, участие в благотворительности тайно, без хвастовства об этом, и в предложении Мне того, что человек больше всего любит или ценит. Каждый должен считать себя Моим смиренным слугой, без лицемерия и двуличия, и должен помогать очищать храм, который является Моим домом. Сначала нужно подмести и тщательно вытереть пыль, а затем нужно промыть (все) водой и коровьим навозом. Просушив храм, нужно окропить его ароматической водой и украсить храм мандалами. Таким образом, каждый должен действовать, как Мой слуга. Преданный никогда не превозносит своё преданное служение; поэтому его служение не становится причиной тщеславия и гордыни.

Поклоняйся Мне как пребывающему в Солнце, огне, брахманах, коровах, преданных Вишну, пространстве, воздухе, воде, земле, «я» и всех существах. Поклоняйся Мне как пребывающему в Солнце, воспевая избранные Ведические мантры, совершая богослужение и предлагая поклоны. Поклоняйся Мне как пребывающему в огне, предлагая жертву топленого масла, и поклоняйся Мне как находящемуся среди брахманов, почтительно принимая их как гостей, даже когда они не были приглашены.

Я могу быть почитаемым в коровах посредством предложения травы и другой подходящей пищи и принадлежностей для удовольствия и здоровья коров, и поклоняйся Мне как пребывающему в вайшнавах, предлагая им дружбу и уважение во всех отношениях. Через устойчивую медитацию почитай Меня во внутреннем пространстве сердца и в воздухе почитай Меня при помощи знания, что прана, жизненный воздух, является главным среди элементов.

Почитай Меня в воде посредством предложения самой воды вместе с такими подношениями, как цветы и листья туласи, и каждый может поклоняться Мне как пребывающему в земле, посредством произнесения биджа мантр. Почитай Меня в существах, предлагая пищу и другие приятные вещи, и каждый может поклоняться Мне во всех я, наблюдая Высшее Я во всех из них. Используя соответствующие способы, человек должен поклоняться Мне через все это. К самоосознанию нет другого царского пути, кроме преданности Мне, расчищающей дорогу к соединению со святыми.