Пуранические писания

Сута Госвами сказал:

Сейчас, о мудрец, я назову имена мудрецов, сведущих в Пура-нической литературы. Трайяруни, Кашйапа, Саварни, Акритаврана, Ваишампайана и Харита являются шестью учителями Пуран. Каждый из них был обучен одному из собраний Пуран моим отцом, Ромахаршаной, который был учеником Шрилы Вьясадевы. Я стал учеником этих шести мудрецов и в совершенстве познал все собрания Пуранической мудрости. Ромахаршана, ученик Ве-давьясы, разделил Пураны на четыре основных собрания. Мудрец Кашйапа и я, вместе с Саварни и Акритавраной, учеником Парашурамы, изучили эти четыре раздела. Услышь о характеристиках Пураны, которые были определены самыми учеными брахманами в соответствии с Ведами и Шастрами. О брахман, сведущие в этом вопросе мудрецы понимают Пурану как произведение, повествующее о десяти темах: тонкое творение (сарга), грубое творение (висарга), поддержание вселенной (вритти), защита вселенной (ракша), причина кармы (хешу) правление различных Ману (антара), династии великих царей (вамса), деяния Господа и царей (вамша-анучарита), уничтожение (самстха), высшее прибежище (апашрая).

Другие ученые утверждают, что великие Пураны имеют дело с этими десятью темами, тогда как менее значительные Пураны могут касаться только пяти. От возбуждения изначальных гун в непроявленной материальной природе возникает махат-таттва. Из махат-таттвы исходит элементарное ложное эго, которое подразделяется на три аспекта. Это тройственное ложное эго в дальнейшем проявляется как тонкие формы восприятия, как чувства и как грубые объекты чувств. Возникновение всего этого называют тонким творением. Вторичное творение, происходящее по милости Пуруши, – это проявление коллективного желания обусловленных существ. Вритти означает поддержание, посредством которого подвижные существа живут за счет неподвижных.

В каждое царствование Ману появляются шесть типов проявлений Господа: правящий Ману, главенствующие полубоги, сыновья Ману, Индра, великие мудрецы и частичные воплощения Бога.

Есть четыре типа космического уничтожения – периодическое, элементарное, постоянное и конечное.

Из-за невежества существа совершают кармические деяния и поэтому становятся в определенном смысле причиной творения, поддержания и разрушения вселенной. Высший Брахман присутствует во всех состояниях сознания – бодрствовании, дремоте и глубоком сне без сновидений.

Мудрецы, сведущие в древних преданиях, провозгласили, что Пураны, согласно их различным отличительным чертам, могут быть разделены на восемнадцать первостепенных и восемнадцать второстепенных Пуран. Восемнадцатью основными Пуранами являются Брахма, Падма, Вишну, Шива, Линга, Гаруда, Нарада, Бхагавата, Агни, Сканда, Бхавишйа, Брахма-ваиварта, Маркандеиа, Вамана, Вараха, Матсья, Курма и Брахманда Пураны.