Пути преданности

Девахути сказала: «Поведай мне пути преданного служения и раскрой тайну вечного времени».

Господь Капила сказал: «Пути преданного служения (бхакти-йоги) различаются в зависимости от качеств человека, выполняющего служение.

Служение, выполняемое гордыми, злыми, гневливыми, склонными к насилию и теми, чьи стремления отличаются от намерений Господа, относится к гуне невежества. Поклонение Божеству в храме ради материального наслаждения, славы и власти относится к гуне страсти. Если верующий поклоняется Верховному Господу и предлагает Ему плоды своих действий, чтобы освободиться от кармы, то его преданность в гуне добродетели. Беспричинное, неомраченное преданное служение проявляется тогда, когда ум человека сразу привлекается к слушанию о трансцендентных именах и качествах Верховного Господа, пребывающего в каждом сердце.

Чистый бхакта не стремится ни к одному из пяти видов освобождения: салокья (жить на одной планете с почитаемым Господом), саршти (иметь такое же величие, как у почитаемого Господа), самипья (быть личным спутником Господа), сарупья (иметь такую же внешность, как у почитаемого Господа) и саюджья, или экатва (единство с Господом), даже если они предложены Самим Верховным Господом. Преданный должен выполнять свои предписанные обязанности (сва-дхарма) без желания материальной выгоды. Надо совершать бхакти-йогу, исключив всякое насилие. Преданный должен созерцать Мой образ в храме, касаться Моих стоп, совершать пуджу и возносить молитвы. Надо видеть каждое существо как духовную сущность. Чистый преданный должен выполнять преданное служение с великим почтением к духовному учителю и ачарьям. Ему следует быть сострадательным к бедным и дружелюбным к равным.

Преданный должен всегда стремиться слушать о духовном и проводить свое время в воспевании святого имени Господа (санкиртана). Он должен быть смиренным и простым. И хотя ему следует дружелюбно относиться к каждому, он должен избегать общества порочных людей. Я пребываю в каждом существе как Высшая Душа. Если кто-либо отрицает или игнорирует присутствие Высшей Души повсюду, а сам занимается поклонением Божеству (арчей) в храме, то это просто лицемерие.

Тот, кто поклоняется Божеству в храме, но не знает, что Господь, как Параматма, пребывает в сердце каждого, находится в невежестве и сравнивается с тем, кто предлагает подношения пеплу. Тот, кто предлагает почтение Мне, но ненавидит других, никогда не достигнет спокойствия ума из-за своего враждебного отношения к другим существам. Человек, который поклоняется Мне, выполняя должные ритуалы и обряды, но не ведает о Моем присутствии во всех существах, никогда не удовлетворит Меня, поклоняясь Моему образу в храме. Совершая свои предписанные обязанности, человек должен поклоняться Божеству (арча) до тех пор, пока не осознает Мое присутствие в своем сердце и в сердце каждого воплощенного существа. Я, как огонь смерти, вызову великий страх у тех, кто проводит различие между собой и другими существами из-за различия внешности. Через щедрые дары и почтение, а также через дружелюбное поведение и отношение ко всем как к равным, человек должен умилостивлять Меня, пребывающего во всех созданиях как их истинное «я».

Далее говорится о различных градациях существ. Это делается для того, чтобы мы знали, когда мы должны относиться дружественно, а когда давать дары. Например, тигр – также частица Господа, и Господь пребывает в сердце тигра как Высшая Душа. Но означает ли это, что мы должны обращаться к тигру в дружеской манере? Разумеется, нет. Мы дслжны обращаться с низшими существами сострадательно, но это не означает, что следует к ним относиться как к людям.

Вот схема градации воплощенных существ: неодушевленные объекты – существа, которые имеют признаки жизни – животные с развитым сознанием – имеющие чувства восприятия – имеющие развитое чувство осязания – имеющие чувство вкуса – имеющие обоняние – имеющие слух – те, кто может различать формы – имеющие зубы – имеющие много ног – четвероногие – люди – люди, принадлежащие к системе варна-ашрама – брахманы – брахманы, ученые в Ведах – брахманы, знающие цель Вед – брахманы, способные рассеять все сомнения – те, кто строго следует брахманическим принципам – освобожденные от всякой материальной скверны – чистый бхакта. Нет более великого бхакта, чем тот, кто не стремится ни к чему, кроме Меня, и поэтому посвящает все свои действия и жизнь Мне. Такой совершенный преданный почтителен ко всем существам, ибо он твердо знает, что Господь вошел в тело каждого существа как Высшая Душа. Время, из-за которого происходят изменения материального проявления, является другим аспектом Верховного Господа. Всякий, кто не знает, что время – тот же Верховный Господь, боится времени. Из-за страха перед Господом дует ветер, из страха перед Ним сияет солнце, проливается дождь, распространяют свет сонмы светил, растут деревья, созревают плоды, текут реки, и океаны не переполняются.