Раджасуя и освобождение Джарасандхи

Кришна вел совет в Зале Собраний, называвшемся Судхармой. Тут появился брахман в качестве посланца нескольких царей, которые были заточены Джарасандхой в горной крепости. Цари молили Кришну о своем освобождении, так как Он нанес уже семь поражений Джарасандхе, а потерпел от него всего одно.

В это время появился Нарада. Кришна стал расспрашивать его о Пандавах. Риши сказал: «Царь Юдхиштхира намерен исполнить обряд великого жертвоприношения Раджасуйю в Твою честь. Дай, пожалуйста, Твое согласие». Кришна, ища совета, обернулся к Уддхаве. Тот, оценив настроение Нарады, Кришны и всего собрания, сказал: «Получается так, что ты должен одновременно и помочь своему кузену в проведении Раджасуйя Яджны и защитить царей, которые ждут от тебя освобождения. В результате проведения обряда должны быть побеждены все окрестные царства. Таким образом, разгром Джарасандхи последует сам собой. Итак, мы увидим исполнение нашего великого желания, а освобождение царей поспособствует Твоей славе. Так что, оба варианта послужат одной цели. Но Джарасандха очень силен. Он не должен в этом случае сражаться во главе своей армии. Бхима равен ему по силе, вот пусть он и схватится с Джарасандхой в поединке. Этот царь не отказывает брахманам ни в одной их просьбе. Пусть Бхима притворится брахманом и попросит о поединке. Этот сын Панду наверняка убьет Джарасандху Тебе на радость».

Кришна передал плененным царям добрые уверения с посланцем и поехал в Хастинапур.

Пандавы соперничали друг с другом в проявлении любви и уважения к Кришне и Арджуне, они передали Агни лес Кхандаву и освободили Майю. В ответ на такую доброту, Майя приготовила магическое место для проведения Яджны.

Все цари, кроме Джарасандхи, были приведены к подчинению Бхимой, Арджуной, Накулой, Сахадевой и союзными им царями.

Бхима, Арджуна и Кришна под видом брахманов направились к месту жительства Джарасандхи. Они попросили у него гостеприимства. По голосу, по облику, а также по следам от стрел на их руках, царь Джарасандха заключил, что имеет дело с кшатриями. Он даже подумал, что они ему знакомы. «Это кшатрии, хотя и выглядят брахманами. Я дам им все, о чем они попросят, даже если это окажется мое собственное я, с которым так трудно расстаться. Разве не распространилась чистая слава Бали во всех направлениях, хотя Вишну в облике брахмана и лишил его властного могущества? Вишну хотел восстановить правление Индры над всеми тремя мирами (Трилокой). Бали распознал Вишну в облике брахмана. И уступил тому Трилоку, несмотря на возражения собственного Гуру Сукры. Мое тело кшатрия, такое хрупкое, какой цели еще оно может послужить, как не обретению славы во имя брахмана?» И обратившись к Кришне, Арджуне и Бхиме, он произнес: «О брахманы, просите меня обо всем, чего захотите. Даже если это окажется моя голова, я отдам ее вам».

Кришна ответил: «Дай нам возможность сразиться в поединке, если это тебя устраивает, о царь. Мы – кшатрии, и явились сюда ради битвы. Это Бхима. А это – его брат Арджуна. Знай также, что Я – их двоюродный брат Кришна, твой враг». Царь Магадхи громко расхохотался, а затем в гневе воскликнул: «О глупцы! Я дам вам бой. Но вы же трусы. Ты – удрал из Матхуры и нашел убежище в море. А Арджуна не равен мне по возрасту. Он не так силен. Наши тела слишком различаются, он не может быть моим соперником. Только Бхима сравним со мной по силе». Говоря так, он вручил одну палицу Бхиме, а другую взял себе.

Два героя сразились за городом. Исход битвы долго оставался неясен. Кришна все знал о рождении, смерти и жизни Джарасандхи. Он припомнил о том, как женщина-ракшас Джара собирала воедино части своего сына.

Джарасандха родился, будучи разделенным на две половины, которые были соединены женщиной-ракшасом Джарой.

Кришна взял в руки ветку дерева и разодрал ее на части. Бхи-ма понял намек. Он придавил одной ногой ступню Джарасандхи, а другую его ногу схватил руками и разорвал тело противника на две равные части.

Кришна возвел на трон Магадхи сына Джарасандхи Сахадеву. А потом освободил царей, томившихся в заключении у Джарасандхи. Их оказалось двенадцать тысяч восемьсот человек. Они увидели, что у Кришны четыре руки, а также все Его божественные атрибуты. Казалось, что их зрение, осязание и обоняние никак не могут насытиться Им, они простерли свои руки к Нему, припали к стопам Кришны и стали Его восхвалять.

«Мы не упрекаем царя Магадхи. Это по Твоей милости, о Господь, мы, цари, лишились власти. Униженные, мы вспомнили о Твоих стопах. И мы больше не стремимся ни к какому царству в этой жизни, ни к какому вознаграждению за добрые дела после смерти. Скажи нам что-нибудь такое, что на всю жизнь сохранит свежим наше воспоминание о Твоих стопах».

И Шри Кришна ответил: «Да будет отныне и навсегда ваша преданность Мне твердой и неколебимой. Ваша решимость похвальна. Вы верно сказали, что сила и богатство отравило умы правителей. Взгляните на Хайхайю, Нахуша Вену, Равану, Нара-ку и других. Хотя и были царями Богов, дайтьев или людей, они потеряли столь ценимое ими положение из-за гордыни. Зная, что тело и все остальные вещи, что имеют начало, имеют также и конец, вы должны поклоняться Мне, совершая жертвоприношения и должным образом защищая своих подданых. Оставаясь одинаково безразличны к добру и злу, сосредоточьте свой ум исключительно на Мне, и вы, в конце концов, достигнете Меня».

Кришна принял меры, чтобы устроить их с удобствами. По его распоряжению, Сахадева передал им царские одеяния и драгоценные украшения, а также предоставил достойную царей заботу. Потом Кришна разослал их по домам в их царства и, вместе с Бхимой и Арджуной, вернулся в Хастинапур.